Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ
БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г. Изд.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г.
Беседа 1.
Иносказательное изъяснение видения,
описанного Пророком Иезекиилем.
1. Пророк Иезекииль поведал Божественное и славное
явление и видение, которое видел, и описал оное, как явление, исполненное
неизглаголанных таин. Видел же он на поле херувимскую колесницу, четырех
духовных животных. У каждого животного было четыре лица: одно лице львиное,
другое лице орлиное, еще лице тельчее и лице человеческое. И у каждого лица
были крыла, так что ни у одного невозможно было различить, где — передняя, или
задняя сторона. Плещи их исполнены были очес, и перси также полны
очей, и не было места, неисполненного очей. При каждом лице было по три колеса,
как бы колесо — в колесе, и в колесах был дух. И Пророк видел как бы подобие
человека, и подножие у него — как бы сапфирное. Колесница сия (то есть Херувимы
и животные) носила на себе восседающего Владыку. Куда ни угодно было Ему
шествовать, — животные всюду обращены были лицом. И Пророк видел под Херувимами
как бы руку человечу, которая их поддерживала и носила (Иезек. 1, 5-28).
2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в
восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и
божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние
времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять
Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Дух,
уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его, и
осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся
оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет
в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся
исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду
представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная
красота славы Света-Христа. И как солнце везде себе подобно: — нет у него ни
одной последней или недостаточной части, но, состоя из частей одинаковых, все
оно всецело блистает светом, и все есть свет, или, как огонь, то есть самый
свет огня, весь сам себе подобен, и не имеет в себе ни первого ни последнего,
ни большего ни меньшего: так и душа, совершенно осиянная неизреченною красотою
славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым,
и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся
светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил
ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит, и поддерживает, и
подъемлет ее. Ибо сказано, что рука человеча была под Херувимами (Иезек.
1, 7). Сам Христос и носим бывает душею, и водит ее.
3. Четыре животные, носящие колесницу, представляли
собою образ владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами,
лев — над дикими зверями, вол — над кроткими животными, а человек — над всеми
тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, воля,
совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает
Бог. А по иному способу объяснения, разумеется сие о небесной Церкви Святых. И
как там Пророк говорит о животных, что высота их была чрезмерна, что они
исполнены очей, и что никому невозможно было объять число очей, или высоту,
потому что не дано ведения о сем; как звезды на небе всякому человеку дано
видеть и дивиться им, узнать же число их никому невозможно: таким же образом в
небесную Церковь Святых войти и наслаждаться в ней дано всем желающим
подвизаться, но узнать и объять число Святых, — сие принадлежит единому Богу.
Сидящий на колеснице и на престоле всеочитых животных, то есть, в каждой душе,
соделавшейся престолом и седалищем Его, ставшей оком и светом, шествует и
носится, восседая на ней, и правя браздами духа, и направляя ее, как Сам знает.
Как духовные животные шествовали, не куда сами хотели идти, но куда знал и
хотел Сидящий на них и Направляющий их, так и душами Сам правит, и водит их,
указуя путь Духом Своим. Таким образом, не по своей воле, когда хотят,
возносятся души в небеса; но Бог направляет душу, свергнув тело, стремиться
мыслию в небеса, и опять, когда угодно Ему, ходит она во плоти и в помыслах, то
по Его же воле переходит к пределам земли, и Он показывает ей откровения таин.
О подлинно превосходный, благий, единый и истинный Браздодержец! Так, если душа
предпрославлена ныне, и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части
в воскресении.
4. А что души праведных соделываются светом небесным,
— о сем сам Господь сказал Апостолам: вы есте свет мира (Мф. 5, 14).
Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: ниже
вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем,
иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки (15, 16). А сие
значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим. И
еще: Светильник телу есть око: аще убо будет око твое светло, все
тело твое просветится: аще же око твое лукаво, все тело твое темно
будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми (Мф. 6, 22. 23)?
Как очи суть свет для тела; и когда очи здоровы, — все тело освещено; а когда
попадет что в очи, и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме: так Апостолы
были поставлены очами и светом для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им,
сказал: „если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то
просвещено будет все тело мира. А если вы — свет мира — омрачитесь; то тма,
то есть мир, кольми?" Итак, Апостолы, став светом, послужили светом
для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа, которым просвещены
были сами.
5. А как были они и солию, то всякую верующую душу
растворяли и осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: вы есте соль
земли (Мф. 5, 13), именуя землею человеческие души; потому что послужили
они душам человеческим небесною солию Духа, растворив их и соделав негниющими и
незараженными великим зловонием. Как мясо без соли загнивает, наполняется
великим зловонием, и по причине несносного смрада все отвращаются от него; и в
загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и
гнездятся в нем; но как скоро посыпана соль, — питавшиеся мясом черви
истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по
природе своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом и
всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть
Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов;
почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и
живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то
есть, лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там,
поедают и растлевают ее. Ибо сказано: возсмердеша и согниша раны моя
(Псал. 37, 6). Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль
жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в
ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы
своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, —
снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в
Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев. 2, 13).
6. Итак, надобно, чтобы сперва заклал ее иерей, и она
умерла, а потом, чтобы рассеченная на части была она осолена, и наконец, уже
возложена на огонь. Ибо, если иерей предварительно не предаст овчати закланию и
смерти, то не осоляется и не приносится оно во всеплодие Владыке. Так и наша
душа, приступая к истинному Архиерею — Христу, должна быть от Него закланною и
умереть для своего мудрования и для худой жизни, какою жила, то есть, для
греха; и как жизнь оставляет жертву, должно оставить ее лукавство страстей. Как
тело, когда из него выйдет душа, умирает и не живет уже тою жизнию, какою жило,
не слышит, не ходит: так, когда небесный Архиерей Христос благодатью силы Своей
предаст закланию и умертвит в душе жизнь для мира, умирает она для той лукавой
жизни, какою жила, и уже не слышит, не говорить, не живет в греховной тьме;
потому что лукавство страстей, как душа ее, по благодати выходит из нее. И
Апостол взывает, говоря: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14). Ибо
душа, пока живет в мире и в греховной тьме, и не умерщвлена Христом, но имеет
еще в себе душу порока, то есть действие тьмы греховных страстей, и сим
питается, — не принадлежит телу Христову, не принадлежит телу света, но есть
тело тьмы, и доныне еще находится на стороне тьмы; как и наоборот те, которые
имеют в себе душу света, то есть силу Духа Святого, находятся на стороне света.
7. Но скажет кто-нибудь: почему душу называешь телом
тьмы, когда она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей
правильно. Как повседневную одежду, которую ты носишь, приготовил другой, а ты
в нее одеваешься; равно и дом строил и сооружал иной, а ты в нем живешь: таким
же образом и Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и
уступил себя в собственность диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую
уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый, как и Апостол говорит: совлек
начало и власти, победил их на кресте (Кол. 2, 15). Ибо для того было и
пришествие Господа, чтобы изгнать их и возвратить Себе собственный Свой дом и
храм — человека. Посему-то душа называется телом лукавой тьмы, пока в ней
пребывает греховная тьма; потому что там живет и содержится она в продолжение
лукавого века тьмы, как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти,
говорит: да упразднится тело греховное (Рим. 6, 6); и еще: кто мя
избавит от тела смерти сея (Рим. 7, 24)? Подобно сему, и наоборот, душа
уверовавшая в Бога, избавившаяся от греха, умершая для жизни темной и приявшая
в себя свет Духа Святого, как жизнь, и в нем ожившая, там уже проводит жизнь
свою; потому что там удерживается светом Божества. Ибо душа не от Божия
естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная
лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных
страстей вошло в нее вследствие преступления.
8. Наконец, душа тому и принадлежит, с кем в общении и
единении она своими хотениями. Поэтому, или, имея в себе Божий свет и в нем
живя и украшаясь всякими добродетелями, причастна она свету упокоения; или,
имея в себе греховную тьму, подлежит осуждению. Ибо душа, желающая жить у Бога
в вечном упокоении и свете, по сказанному прежде, должна приступить к истинному
Архиерею Христу, претерпеть заклание и умереть для мира и для прежней жизни
лукавой тьмы, преставиться же в иную жизнь для божественного воспитания. Если
умирает кто в городе, — не слышит ни голоса, ни речей, ни шума живущих там, но
как скоро умер, — переносится в другое место, где нет ни гласов, ни воплей того
города: так и душа, как скоро предается на заклание и умирает в том граде
вредных страстей, в котором жила и проводила время, не слышит уже в себе гласа
бесед тьмы, не раздается уже в ней говор и вопль суетного беседования и мятежа
духов тьмы, но преселяется она в град, исполненный благости и мира, в град
Божественного света; и там живет и слышит, там гражданствует, разглагольствует
и беседует, там совершает дела духовные и достойные Бога.
9. Посему и мы будем молиться, чтобы силою Его приять
нам заклание и умереть для лукавого века тьмы, чтобы истреблен был в нас дух греха,
чтобы душа восприяла в себя небесного Духа, облеклась в Него, преселилась из
греховной тьмы во свет Христов, и целые веки упокоевалась в жизни. Как на
ристалище колесницы несутся, и опередившая задерживает другую, мешает и
препятствует ей ехать вперед и предвосхитить победу: так в человеке проносятся
душевные и греховные помышления, и если греховному помышлению случится
упредить, задерживает оно душу, мешает и препятствует ей приблизиться к Богу и
одержать победу над грехом. А где восседает и правит душею сам Господь, там
всегда одерживает Он победу, искусно и постоянно правя браздами и путеводствуя
колесницу души к небесному и божественному образу мыслей. Не ведет Он брани со
грехом, но, как полномочный и полновластный, всегда Сам решает победу. Посему-то
Херувимы несутся, не куда сами желают идти, но куда путеводствует Восседающий
на них и Правящий ими; куда Ему угодно, туда и шествуют они, и сам Он носит их;
ибо сказано: рука человеча была под ними. Святые души носятся и
путеводствуются Духом Христовым, Который правит, куда Ему угодно. И когда
угодно Ему, — носятся в небесных помыслах; а когда угодно, — и в теле. Где
угодно Ему, там и служат Ему. Как птице ногами служат крылья; так небесный свет
Духа восприемлет крыла достойных души помыслов, путеводствуя и правя, куда Ему
известно.
10. Посему, как скоро слышишь это, обрати внимание на
себя самого, в самом ли деле и подлинно ли приобретено сие душею твоею? Ибо это
не слова, просто произносимые, но дело, поистине в душе совершаемое. И если не
приобрел ты таких духовных благ, но еще нищ; то должно тебе скорбеть, плакать и
болезновать непрестанно. Как мертвый еще для царства, и как язвленный, взывай
всегда ко Господу и проси с верою, чтобы и тебе сподобиться сей истинной жизни.
Бог, сотворив тело сие, даровал ему, что не из своего естества, не из тела
заимствует себе жизнь, пищу, питие, одеяние, обувь; а напротив того, сотворив
тело само по себе нагим, устроил что все необходимое для жизни заимствует оно
совне, и невозможно телу жить без того, что вне его существует, то есть без
пищи, без пития, без одежд. Если же ограничивается оно тем, что — в его
естестве, не заимствуя ничего отвне; то разрушается и гибнет. Таким же образом
и душа, не имеющая в себе Божия света, сотворенная же по Божию образу (ибо так
домостроительствовал и благоволил Бог, чтоб имела она вечную жизнь), не из
собственного своего естества, но от Божества Его, от собственного Духа Его, от
собственного света Его восприемлет духовную пищу, и духовное питие, и небесные
одеяния, что и составляет истинную жизнь души.
11. Как в теле, по сказанному пред сим, жизнь не от
него самого, но от того, что вне его, то есть, от земли; и без существующего
вне его невозможно ему жить: так и душа, если еще ныне не возродится в оную
землю живых и не будет там духовно питаться и духовно возрастать, преспевая
пред Господом, и не облечет ее Божество в неизреченные ризы небесной лепоты, то
без оной пищи невозможно ей самой собою жить в услаждении и упокоении. Ибо
естество Божие имеет и хлеб жизни, — Того, Кто сказал: Аз есмь хлеб животный
(Иоан. 6, 35), и воду живу (Иоан. 4, 10), и вино, веселящее сердце
человека (Псал. 103, 15), и елей радости (Псал. 44, 8), и
многообразную пищу небесного Духа, и светоносные небесные одежды, даруемые
Богом. В этом и состоит небесная жизнь души. Горе телу, когда оно
останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и
душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не
имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной
Божественной жизни. Как отчаиваются в больных, когда тело их не может уже
принимать пищи, и плачут о них все близкие, друзья, родные и любимые ими: так
Бог и святые Ангелы достойными слез признают те души, которые не вкушают
небесной пищи Духа и не живут в нетлении. И это, повторяю еще, не просто
произносимые слова, но самое дело духовной жизни, дело истины, совершаемое в
душе достойной и верной.
12. Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел
в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся
светом; если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою; если
облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек твой опытно и
несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно вечною жизнию, и душа твоя
даже ныне упокоевается с Господом; вот действительно приобрел и приял ты сие от
Господа, чтобы жить тебе истинною жизнию. Если же не сознаешь в себе ничего
такого: то плачь, скорби и сетуй; потому что доныне не приобрел еще ты вечного
и духовного богатства, доныне не приял еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся
о нищете своей, день и ночь умоляя Господа; потому что находишься в страшном
греховном обнищании. И о если бы приобрел кто хотя скорбь сию о нищете своей! О
если бы не проводили мы времени в беззаботности, как пресыщенные! Кто скорбит,
и ищет, и неотступно просит Господа, тот скорее получит избавление и небесное
богатство, как сказал Господь, заключая слово о неправедном судии и о вдовице:
кольми паче Бог сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь? Ей,
глаголю: сотворит отмщение их вскоре (Лук. 16, 7-8). Ему слава и держава
во веки! Аминь.
|