Символика Крещения сложна и многопланова. Однако в
первую очередь, это символика смерти и воскресения Христа (Рим 6:3-4).
Это таинство воскресения со Христом через
соучастие в Его смерти, восстание с Ним и в Нем к новой и вечной жизни
(Кол
2:12. Флп 3:10). Только пройдя погребение христиане совоскресают Христу:
"если мы с Ним умерли, то с Ним и
оживем” (2 Тим 2:11). Христос воистину Второй Адам, но люди должны родиться заново и соединиться
с Ним, чтобы наследовать Его новую жизнь. Св. Павел говорил о "подобии” смерти
Христа (Рим 6:5). Однако "подобие” здесь нечто много большее, чем внешнее
сходство. Оно не просто символ или воспоминание. Для самого апостола подобие
заключалось в том, что Христос может и должен "изобразиться” в каждом из нас
(Гал 4,19). Христос – Глава, все верующие – Его члены, и в них обитает Его
жизнь. Это тайна Всего Христа – totus Christus, Caput et Corpus.
Все призваны и каждый способен верить и питаться
верой и крещением с тем, чтобы жить в Нем. Поэтому крещение есть "возрождение,”
новое и благодатное рождение в Духе. По слову Кавасилы, крещение есть начало
именно блаженной жизни во Христе, а не просто жизни (О жизни во
Христе II, 95).
Св. Кирилл Иерусалимский
исчерпывающе объясняет истинную сущность всей крещальной символики. Это правда,
говорит он, что в крестильной купели мы только "уподобляемся” смерти и погребению и, переживая их
"символически,” не восстаем из настоящей могилы. Однако "уподобление бывает в
образе, а спасение в самой вещи.” Ибо Христос был подлинно распят, подлинно
погребен и подлинно воскрес. "В самой вещи” – перевод греческого
ondos– слова, которое
даже сильнее, чем просто, "на самом деле.” Оно подчеркивает исключительное
значение смерти и воскресения Христа, явившихся абсолютно новым достижением.
Теперь Он дал нам возможность, "подражательно” соучаствуя в Его страданиях, "в
действительности” получить спасение. Это не только "подражание,” но и "подобие.”
"Христа распяли и погребли в действительности, но тебе даровано испытать
распятие, погребение и воскресение с Ним в подобии.” Иными словами, в крещении
человек "таинственно” нисходит в смертный мрак, но все-таки восстает с
Воскресшим Господом и переступает из смерти в жизнь. "И все над вами совершено в
образе, потому что вы образ Христов,” – заключает св. Кирилл. То есть все
соединены Христом и во Христе, отсюда – сама возможность "подобия” в таинстве
(Таиноводственные поучения 2.4-5,7; 3.1).
Св. Григорий Нисский также
подробно останавливается на этой теме. В крещении есть два аспекта: рождения и
смерти. Плотское рождение есть начало смертного существования, конец которого –
тление. Надо найти второе, новое, рождение, ведущее в вечную жизнь. Во время
крещения "присутствие силы Божией возводит рожденное в тленной природе в
нетленное состояние” (Большое огласительное слово, 33). Это происходит через подражание и уподобление во
исполнение завещанного Господом. Только идя вослед Христа можно пройти лабиринт
жизни и найти выход. "Ибо я сравню путь страждущего человечества под вечно
бдящей стражей смерти со странствиями в лабиринте.” Христос вырвался из него
после трехдневной смерти. В крещальной купели "совершается полное подобие того,
что сделал Он.” Смерть "изображена” водной стихией. И как Христос воскресением
вернулся к жизни, так и крещающийся, связанный с Ним по телесной природе,
"подражает воскресению на третий день.” Это только "подражание,” а не
"тождественность.” В крещении человек не воскресает на самом деле, но лишь
освобождается от природной поврежденности и неизбежности смерти. В крещающемся
рвется "дурная бесконечность порока.” Он не может воскреснуть, потому что не
умирает и все время таинства пребывает в этой жизни. Крещение – лишь тень
грядущего воскресения, и, проходя обряд, человек лишь предвкушает благодать
всеобщего восстания из мертвых. Крещение – начало, а воскресение – конец и
совершение; и все, что происходит в Великом Воскресении, имеет свои зародыши в
крещении. Можно сказать, что крещение – это "подобие воскресения,” "Homiomatic
resurrection” (Большое огласительное слово, 35). Следует также вспомнить, что св. Григорий особенно
подчеркивал необходимость сохранять и тщательно оберегать благодать, полученную
в крещении. Ибо ею изменяется и преображается не только природа, но и воля,
которая, тем не менее, остается абсолютно свободной. И если душу не очищать и не
охранять свободным усилием воли, то крещение не принесет плода. Преображение не
осуществится до конца, а новая жизнь не воспримется вполне. Это не подчиняет
крещальную благодать санкции человека – Благодать нисходит всегда.
Она, однако, не может быть
навязана никому, кто сотворен свободным по образу Бога, – ей требуется согласие
и отклик синергийной любви и воли. Благодать не согревает и не животворит
замкнувшиеся и упрямые, по-настоящему "мертвые,” души. Необходимы встречное
движение и соработничество (40). Причина этого как раз в том, что крещение есть
таинственная смерть со Христом, причастие Его вольным страданиям и Его
жертвенной любви, которое может произойти только свободно. Таким образом
крещение, будто живая священная икона, отражает и изображает Крестную смерть
Христа. Крещение одновременно смерть и рождение, погребение и "баня пакибытия.”
"Время умирать, и время рождаться” по выражению св. Кирилла Иерусалимского
(Тайноводственные поучения 2,4).
|