Современные мыслители настолько озабочены
"бессмертием души,” что исходный факт человеческой смертности
практически забыт. Лишь недавние "экзистенциальные”
философии снова властно напомнили нам о неизбежности течения
человеческой жизни
sub specie mortis. Смерть –
катастрофа для человека. Она – его "последний (или, вернее, окончательный) враг," Кор
15:26). "Бессмертие,” безусловно, термин, содержащий отрицание;
он связан с термином "смерть.” И здесь нам вновь
предстает острый конфликт между христианством с одной стороны и "эллинизмом,” а
прежде всего, платонизмом – с другой. В.Г.В. Рэд (W.H.V. Reade) в недавно
вышедшей книге Вызов христианства философии [10] очень удачно противопоставляет две цитаты: "И Слово стало
плотию и обитало с нами” (Ин 1:14) и "Плотин, философ нашего времени, казалось,
всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике” (Порфирий, Жизнь
Плотина, I). Далее Рэд продолжает: "Если
провести подобным образом непосредственное сравнение евангельского чтения на
Рождество с уловленной Порфирием сутью учения его наставника, станет совершенно
ясно, что они абсолютно несовместимы, что невозможно себе представить
христианина-платоника или платоника-христианина; и платоники, надо отдать им
должное, прекрасно осознавали этот тривиальный факт.”[10a] Я лишь добавлю, что,
к сожалению, "этот тривиальный факт,” похоже, не знаком христианам.
Из века в век, вплоть до наших
дней, платонизм является излюбленной философией христианских мудрецов. Мы не
задаемся целью объяснять сейчас, как такое могло произойти. Однако это, мягко
говоря, печальное недоразумение произвело невиданную путаницу в современных
взглядах на смерть и бессмертие. Мы можем пользоваться известным определением:
смерть есть отделение души от тела (Немезий, О природе человека,
2, он цитирует Хрисиппа). Для грека это
освобождение, "возврат” в родную
область духов. Для христианина – катастрофа, перечеркнутое человеческое существование. Греческой
теории бессмертия никогда не разрешить христианскую проблему. Единственно
достойное решение дает весть о Воскресении Христовом и обетование грядущего
Всеобщего Воскрешения мертвых. Вновь обратившись к истокам христианства, мы
обнаружим, что эта мысль была ясно высказана уже в первые века. Св. Иустин
весьма настойчив по данному поводу: "Если вы встретитесь с такими людьми,
которые . . . не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по
смерти берутся на небо, то не считайте их христианами” (Разг.,
80).
Неизвестный автор трактата О
Воскресении (приписываемого обычно св.
Иустину) очень точно излагает суть вопроса: "Что такое человек, как не животное
разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек?
Нет – она душа человека. А тело разве
может быть названо человеком? Нет – оно называется телом человека. Если
же ни та, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо,
состоящее из соединения той и другого, называется человеком, а Бог
человека призвал к жизни и
воскресению: то Он призвал не часть, но целое, то
есть душу и тело” (О воскр., 8). Афинагор Афинский проводит аналогичное рассуждение в
своем превосходном сочинении О воскресении мертвых. Бог создал человека для вполне определенной цели –
вечного бытия. Раз так, "Бог наделил самостоятельным бытием и жизнью не природу
души саму по себе и не природу тела, взятую отдельно, но, скорее, людей,
состоящих из души и тела, чтобы обеими частями, с коими люди рождаются и живут,
достигать им по окончании земной жизни общей цели; душа и тело составляют в
человеке единое живое существо." Человек исчезнет, утверждает Афинагор, если будет
разрушена целостность этой связки, ведь в таком случае личность тоже разрушится.
Бессмертие души должно сопровождаться неизменностью тела, нетлением его
собственной природы. "Существом, наделяемым рассудком и разумом, является
человек, а не душа сама по
себе. Следовательно, человек должен
всегда оставаться состоящим из души и тела.” Иначе получится не человек, а лишь
части человека. "А вечное соединение невозможно, если нет воскресения. Ибо,
если нет воскресения, природа всего человека не сохранится."(15).
Основной предпосылкой подобных
рассуждений было включение тела как части в полноту человеческого бытия. А из
нее следует, что человек перестанет быть человеком, если душе придется навеки
"развоплотиться.” Этот факт строго противоположен заявлениям платоников. Эллины,
скорее, мечтали об окончательной и совершенной дезинкарнации. Тело – узы души.
Напротив, для христиан смерть не есть нормальный конец человеческого
существования. Она – крах и безумие. Она – "возмездие за грех” (Рим 6:23). Она –
лишение и извращение. И с момента грехопадения таинство жизни вытеснено
таинством смерти. "Союз” души и тела, безусловно, таинственен, о чем говорит
непосредственное ощущение человеком органичного психофизического единства.
Anima autem et spiritus pars hominis esse possunt, homo autem
nequaquam, писал св. Ириней
(Adv. haereses V, 6,1). Тело без души
– лишь труп, а душа без тела – лишь призрак. Человек не бестелесный призрак, а
труп не часть человека. Человек не "бесплотный демон,” упрятанный в плотскую
темницу. Вот почему "отделение” души от тела и есть смерть именно
человека, прекращение его существования,
его существования как человека. Следовательно, смерть и тление тела, можно сказать,
стирают из человека "образ Божий.” В умершем уже не все человечно.
Св. Иоанн Дамаскин в одном из
знаменитых песнопений погребальной службы передает это так: "Плачу и рыдаю, егда
помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу
красоту, безобразну, безславну, не имущую вида.” Св. Иоанн говорит не о
человеческом теле, но о самом человеке. " Наша красота по образу Божию” – не
тело, а человек. Он воистину "образ неизреченной славы Божией,” даже после
"поражения грехом.” А смерть открывает нам, что человек, это "разумное
изваяние,” вылепленное Богом – используя выражение св. Мефодия (О
воскресении I, 34.4) – всего лишь труп.
"Наги кости человек, червей снедь и смрад.”[11] Можно назвать человека "единой
ипостасью в двух природах,” причем не из двух природ, а именно в двух природах. Смертью эта единая ипостась раскалывается.
И человека больше нет. Поэтому мы, люди, ожидаем "искупления тела
нашего" (Рим 8:23). Как пишет св. Павел
в другом послании, "потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное
поглощено было жизнью” (2 Кор 5:4). Вся мучительность смерти как раз в том, что
она – "возмездие за грех,” т.е. результат нарушенных взаимоотношений с Богом.
Она не просто естественная ущербность или метафизический тупик. Смертность
человека есть смертность отпавшего от Бога, Который единый Жизни Податель. А
находясь в подобном отчуждении, человек не может оставаться, "пребывать,”
полноценным человеком.
Смертный, строго говоря,
"недочеловек." Акцентировать
человеческую смертность не значит предлагать "натуралистическое” толкование
человеческой трагедии; напротив, это значит обнажить ее глубокие религиозные
корни. Интерес к смертности человека был важнейшей точкой опоры святоотеческого
богословия, ибо это был интерес к обетованному Воскресению. Бедственность
существования во грехе ни в коей мере не умалялась, однако ее рассматривали не с
позиций исключительно этики и морали, но и с богословской точки зрения.
Греховное бремя состоит не только в нечистой совести и сознании вины, но и в
необратимом расколе всей человеческой природы. Падший человек более не человек:
он онтологически деградировал. И свидетельством такой "деградации” стала
человеческая смертность, человеческая смерть. Вне Бога природа человека
становится рассогласованной, в некотором смысле, начинает фальшивить. Здание
человеческого естества теряет устойчивость. "Союз” души с телом оказывается
непрочным. Душа, лишенная жизненной энергии, больше не может оживотворять тело.
Тело превращается в застенок и могилу души. Теперь физическая смерть неизбежна.
Тело и душа уже, можно сказать, не состроены, не подходят друг другу.
Нарушение Божией заповеди, по
выражению св. Афанасия, "возвратило людей в их естественное состояние.” "Чтобы,
как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей
справедливости потерпели тление.” Ибо тварь, приведенная в мир из небытия, так и
существует над бездной ничто, будучи всегда близка к падению (О
воплощении, 4 и 5). "Мы умрем и будем
как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать” (2 Цар 14:14). "Естественное
состояние,” о котором говорит св. Афанасий, есть течение космических циклов,
цепко засасывающих падшего человека, и этот плен – знак человеческой деградации.
Человек лишился своего привилегированного положения в тварном мире. Однако его
метафизическая катастрофа – лишь проявление исказившихся взаимоотношений с
Богом.
|