От чего защищает и спасает Она? От гнева ли Сына, что удалился навек от грешной земли, воскресший, недоступно-божественный и бесстрастный, судящий издали трепещущих людей? Но таков ли Сын Её, Христос Бог, стремившийся ко Кресту Своему для того, чтобы подать жизнь миру (Ин.6:48)?
Он стремился на Крест от начала мира, от Великого Троического Совета. Он – «Великого Совета Ангел». Церковнославянский язык, со всей мощью образности своих глагольных форм, говорит о Боге-Сыне до прихода Его на землю: «Сын Божий, хотящий быти воплощенным».
«Желанием возжелех» (Лк. 22:15) Он вкусить Свою Пасху Крестную прежде бытия мира, но как бесстрастному Богу вкусить человеческих страданий, переплавить их огнем и подать в снедь верным, чтобы приобщить их к божественному сиянию? Бог – бесплотен, более того – Он настолько Иной, чем созданный Им мир, что уразуметь и постигнуть, а тем более, причаститься Его жизни невозможно ни человеку, ни всему миру.
Невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27). Спасение и исцеление человеческого естества совершил воплотившийся Богочеловек. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», — писал свт. Афанасий Великий.
Он стал человеком, Он шагнул на землю. Но Он не родился в лотосе, как бодхисатвы Востока. Через наитие Святого Духа Божия, Животворящего, Он пришел путем плода и младенца, «прошёл через все возрасты, чтобы все возрасты освятить» (свщмч. Ириней Лионский).
Он воплотился – принял в полноте человеческую плоть, истканную, вытканную, словно царская одежда, багряница, в пречистом чреве Той, что более всех на земле любила Бога и более всех на земле ждала, когда же откроется Его правда и совершится Его дело спасения. Ради этого девочке Мариам было не жаль ничего — ни Своего доброго имени, которое поносили бы сплетники, ни самой жизни Своей, которой лишили бы Ее ревнители Закона с каменьями в руках…
«Радуйся, червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих Цареви силам!» (Канон Богоматери в Субботу Акафиста) – поём мы Богородице Марии, смиренной Рабе Господней, с которой сбылось по слову Его.
Она – словно живой ткацкий станок, на котором нить за нитью ткалась в глубинах Её существа тело Богочеловека. Она отдала Ему всё, что у Неё было.
«Пречистая, багряница Еммануилева – плоть Его во чреве Твоем исткася» (Великий Канон).
И простирает Она руки с полотном белым или багряным – ведь Он окровавил персты свои, подписывая на Кресте Свой Новый Закон, свой немыслимый царский, императорский указ о нашей освобождении из рабства. Полотном, где крестообразно сплетаются сотни и тысячи нитей. Полотном, образом Плоти Воскресшей Сына Своего, что был мертв, и – посмотрите! – жив во веки веков, аминь (Откр.1:18).
И спасает Она, и защищает Она, и покрывает Она каждого человека силою Рожденного от Неё Бога Слова, восхотевшего бытии воплощенным – навеки, навсегда.
И никто не разлучит нас от любви Христовой (Рим. 8:35).
В твоей печали нету слов,
И в муке немоты
Чьи узы, раны, боль и кровь
Оплакиваешь Ты?
Ночную не колебля тишь,
И в тяжкий зной дневной
Чью жажду уталить спешишь
Таинственной водой?
И с кем предсмертную тоску
Ты делишь в страшный час,
В пути последнем сквозь толпу
Поддерживая нас…