Суббота, 27.04.2024, 23:55





Сайт храма св.прав. Иоанна Кронштадтского
г.Кировское, Донецкой обл.
Приветствую Вас Гость
<>Главная | Регистрация | Вход | < Каталог файлов
Главная » Файлы » Творения святых отцов Цкркви

На Благовещение Богородицы и против нечестивого Ария. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
01.12.2012, 21:04
В предшествующий воскресный день небесным хороводом назвал эту православную Церковь изъяснитель таинства несозданной Троицы, великий Василий, богопросвещенный учитель, проповедник истины, благородный обличитель лжи, низложивший, как и подобало, неистовое арианское безумие, своей жизнью поучавший раньше слова и словом взывавший заодно с жизнью, славнейшее украшение этого города, светило Церкви, на врагов благочестия, волкам подобных, ополчавшийся как доблестный воин, и языком своим, как пращей, поражавший нечестивых, неусыпный страж этого стада и мудрый строитель этой святой ограды. Подобно тому, как в дни Ноя голубь, сохранив во рту цветущую масличную ветвь, принес ее людям в дар, так и этот в прошлое воскресенье отдал свой язык в распоряжение Духа и Его Божественными словами поразил Ария и его богохульное дьявольское учение. Он указал среди овец волка, скрывающегося подобно агнцу в овечьей одежде христианской; сорвав с него одеяние, которым тот лицемерно прикрывался, разоблачил его, как волка-хищника, и, как камнями, побил апостольскими и пророческими словами того, кто выдавал себя за овцу. И как Давид, низложив Голиафа, воспользовался его собственным мечом, чтобы отрубить своему врагу голову, так и новый Давид из нашего стана поразил Ария его же, Ариевым, оружием. Он изобразил в своем слове, как Бог и Отец безвременно был Отцом Слова, как Сын совечен Отцу, как Он единосущен Отцу, а не иносущен, как содействует Отцу, но не служит Ему, как Он Творец, а не тварь, как Он Владыка, а не раб, как Он сияние славы Отчей и образ Ипостаси Его, каким образом "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1:1), каким образом Слово стало плотью, не претерпев ни отклонения, ни перемены, ни изменения, и вселилось в нас, приготовив само Себе в нашей природе невместимую обитель для Своего Божества. Таким-то образом проповедал этот проповедник, потому что сам Христос, хулимый арианами, говорил его устами. Поэтому-то с неба невидимо одобряли его ангелы, слыша как прекрасно воспевает он на земле и научает славословить поклоняемую ими единосущную Троицу, вы же здесь, на земле, наградили его по справедливости рукоплесканиями и подражателя апостолов наименовали достойным апостолов за то, что его уста источали исповедание Петра, послужившее поводом к его ублажению, за то, что язык его пламенел ревностью Павловой; и тогда вы по справедливости блаженной называли Церковь, имеющую такую драгоценность, да и действительно она блаженна, владея этим сокровищем. Итак, все это совершилось в тот день. А я сегодня хочу открыть перед вами преддверие вочеловечения единородного Сына Божьего, чтобы вы видели, как Бог Слово, будучи единородным Отцу, взяв нашу природу, пожелал быть единосущным и с нами, Своими рабами; как Вышний преклонил Себя с небес до уничижения наравне с нами; как богатый сделался наследником нашей бедности; как вседовольный воспринял Свое создание, не нуждаясь в нем; как Творец соединил Себя со Своим созданием; как человеколюбец, оставаясь Богом, сделался и человеком; как солнце правды, возжегши в Себе самом светильник тела, обходило повсюду, отыскивая пропавшую драхму; как добрый пастырь, прикрыв Свое Божество кожей овцы, ходил кругом, призывая к Себе заблудших овец и говоря каждой из них: "Я есмь Пастырь добрый" (Ин.10:11). Но здесь, прежде всего, необходимо нам воспроизвести слова святого евангелия, возвещенные сегодня в церквах: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк.I,26-28). На шестой месяц после того, как Захария осужден был за неверие на безмолвие, после того, как Елизавета сверх ожидания оказалась плодоносящей, после того, как исполнилось уже шесть месяцев заключению Иоанна Крестителя в темнице чрева, после того, как уже предтеча явился в пустыне бесплодия, после того, как светильник воссиял во мраке утробы, – послан был Солнцем правды ангел Гавриил. Иди, сказано ему, в Галилейский город Назарет, к Деве Марии, обрученной плотнику Иосифу: эту Деву Я, Строитель всего создания, обручил Себе для спасения людей. Возвести Ей о Моем к Ней таинственном пришествии, чтобы не была смущена Дева, зачав Меня неведомо для Себя самой; поведай Ей Мое человеколюбие, в силу которого Я хочу от Нее явиться в мир человеком, чтобы не была Она изумлена совершающимся, наперед зная то, что Мной уготовляется; раскрой ей тайну спасения, чтобы не тревожилась Она, почувствовав внезапно возрастающую тяжесть в своем чреве. Поспеши исполнить это поручение: ты найдешь Меня уже там, куда Я тебя сейчас посылаю; оставаясь здесь, Я там буду раньше тебя. Я войду к Ней и раньше тебя и вместе с тобой: ты принеси ей благовестие о Моем к Ней прибытии, а Я, невидимо прибыв, запечатлею твои слова самым делом. Я хочу в девической утробе возродить род человеческий; Своим снисхождением Я хочу обновить образ, который Я создал; Я хочу новым созданием исправить прежнее Свое дело. Из девственной земли Я создал первозданного человека, но дьявол, захватив его, как враг, ограбил и повредил, надругавшись над Моим образом. И вот теперь Я хочу из девственной земли сам явиться новым Адамом, чтобы природа человеческая благовидно ратовала сама за себя и по праву могла торжествовать над своим насильником, и чтобы враг был посрамлен как следует. О, безмерная глубина снисхождения! О, недосягаемая высота Божественного человеколюбия! Не послал Царь впереди Себя множество вестников или многих послов, не двинул Создатель полка бестелесных сил, но одному только ангелу приказал быть провозвестником Своего явления, чтобы устами его одного предуготовить Ту, которая имела быть Его Матерью. И вот явился к Деве Марии ангел и, войдя к Ней, сказал: "радуйся, благодатная"! Подобную себе рабу он величает как Владычицу, как уже сделавшуюся Матерью Владыки. "Радуйся, благодатная"! Твоя прародительница Ева, преступив закон, навлекла па себя осуждение – в болезнях рождать детей, а по отношению к Тебе уместно это именно приветствие: радуйся! Та родила Каина и вместе с ним произвела на свет зависть и убийство, а Ты родишь Сына, Который всем принесет жизнь и нетление. Итак, радуйся и ликуй; радуйся и попирай голову змея! "Радуйся, благодатная"! Разрешается проклятие, упраздняется тление, прекращается печаль, торжествует радость, осуществляется издревле предсказываемое пророками благо. Тебя предуказывал Дух Святой, говоря устами Исаии: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Иса.7:14). Ты и есть та дева. Радуйся же, благодатная! Ты угодна Владыке, Ты угодна Творцу, Ты угодна Создателю, Ты угодна Ценителю красоты душ. Ты нашла себе Жениха, не нарушающего, а соблюдающего Твое девство, ты нашла Жениха, по великому человеколюбию желающего быть Твоим Сыном. Господь с Тобой: Вездесущий и в Тебе, и с Тобой, и из Тебя; на небесах – Владыка, в преисподней – Всевышний, во всем творении – Вседержитель, Создатель, почивающий на херувимах, Возница, несомый на серафимах, Сын в недрах Отца, Единородный в Твоих недрах, Господь, как сам знает, весь везде, весь в Тебе. Благословенна Ты в женах, потому что Тебе ныне оказано предпочтение перед всеми девами в совокупности, Ты удостоилась сделаться обителью столь великого Владыки, Ты вместила в Себе невместимого по Его воле, Ты приняла в себя Того, кто все наполняет, Ты сделалась чистейшим орудием Божественного домостроительства; Ты явилась достойной дверью для вступления в жизнь нашего Царя, Ты послужишь сокровищницей духовной жемчужины. "Благословенна ты в женах"! Услышав эти слова, увидев лик ангела и голос, всесвятая Дева размышляла сама в Себе и говорила: что это за приветствие? Что такое Я слышу? Что означают его слова? Меня первую приветствует ангел – в каком смысле и в виду какого Моего достоинства? Я – благословенна? Почему и за что? Господь со Мной? Но с кем из боящихся Его Господь не бывает? Я "благословенна в женах"? Ради чего и за что и как? Какую благодать обещают Мне его слова? Какое чудо возвещает он? Видя, как Она смущена этим, ангел продолжает: "не бойся, Мария"! Пусть не смущает Тебя мое приветствие: я беседую с Тобой почтительно, чтобы Тебя обрадовать. Не имей же страха в душе Ты, вместившая в Себе мир всего мира. "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога" (Лк.1:30). Ты красуешься среди всего создания; Ты возвеличена выше небес; Ты просияла ярче солнца; Ты превознеслась над ангелами; Ты не взошла на небо, но, находясь на земле, восприняла в Себя небесного Владыку и Царя всяческих. "И вот, зачнешь во чреве". Мое слово уже предварено делом; таинственное зачатие совершилось быстрее моего приветствия. Ты имеешь в Своем чреве самого Господа, Творца всяческих, из Твоей святой и пречистой плоти без труда созидающего храм святого Своего тела; Ты носишь в Сeбе самого Художника природы, благодатно возобновляющего Свой собственный обветшавший образ. "И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" (ст. 31). "Он будет велик", – велик Он по Божеству, велик будет и по человечеству, – "и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его" (ст. 32). "Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее" (Псал.131:11). А в чем дана им эта клятва? "От плода чрева твоего посажу на престоле твоем". Эта-то клятва ныне и осуществляется. "И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (ст. 33). Нет никого выше этого Царя, нет никого блаженнее Тебя, рождающей Его. "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю" (ст. 34)? Иосиф обручник Мой, а не жених, договор же о браке обыкновенно предшествует обручению. Как же без брака совершится у Меня зачатие? Как без насадителя Я произращу плод? Разве для Меня первой изменится порядок природы? На Мне первой нарушится закон зачатия? Для Меня одной проложится новая тропа деторождения? Для Меня одной древний способ рождения заменится новым? Открой Мне яснее, ангел, тайну твоих слов, объясни Мне смысл твоих речей, растолкуй значение твоего прекрасного благовестия, вразуми Меня относительно этого необычайного рождения, чтобы Я хотя бы немного уяснила Себе таинство, которому послужить Я призываюсь, узнала, как невозможное станет возможным, как несбыточное сбудется, как невероятное окажется осуществимым, чтобы Я услышала, как благодать дает новую силу природе или как природа служит благодати. "Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (ст. 35). Теперь ты узнала Совершителя, не любопытствуй же относительно способа совершения; узнала Творца, не допытывайся о творении; услышала о Духе Святом, предоставь дальнейшее уже самому Духу. "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" Мне поручено сказать Тебе только то, что Ты родишь Сына, а как Ты родишь, этому уже Сам Рождающийся от Тебя научит Тебя. Я как слуга принес Тебе эту весть, а дело совершит сам Владыка, ведущий и способ его совершения; я – служитель царских повелений, но не толкователь Божественных решений; не дерзаю учить Тебя тому, чему сам не научен, не смею толковать того, чего сам не постигаю, не берусь объявлять подробности таинства, бессилен уяснить благовестие. Я провозглашаю чудо, но как оно совершится – ничего не знаю; я не исследую того, что выше всякого исследования, не добиваюсь непостижимого, не любопытствую о недоступном мне, не допытываюсь о благодати, превышающей разум, не суесловлю о неизъяснимом рождении. Поистине непостижимо для ума духовное зачатие, недоступно разуму необычайное чревоношение, не поддается описанию спасительное рождение. "Дух Святый найдет на Тебя" Дух Святой знает, что Он делает; знает Сын, как приготовить Себе духовное жилище. Творец природы не рабствует законам природы; Он сам распоряжается всем; сам, как хочет, облекается в образ раба. Ведомо Отцу вочеловечение Его единородного Сына, потому что где Дух Святой, там и Сын, и где Сын, там и Отец. Троица – нераздельна и неразлучна. Как в начале, при создании человека, Отец пригласил к деланию Сына и Духа, сказав: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт.1:26), так и ныне – в воссоздании его – опять неизреченно участвует Святая Троица. Создание принадлежало Ей, и воссоздание – Ее общее дело. "Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (ст. 35). Вот поистине святое рождение, вот поросль без семени, вот плод всесвятой! Он – Сын Божий по Божеству, Он и Твой Сын по человечеству; Он единосущен Отцу по мыслимой природе, единосущен Тебе по видимой; Он – и небесный, и земной, видимый и невидимый, бесстрастный по Божеству и обреченный на страдания по человечеству. И как Бог совершенный, так и человек Он совершенный. Но как Он, став человеком, неизменно остается и Богом, так и Ты, пребывая девой, будешь и Матерью нетленно: ни девство не воспрепятствует рождению, ни рождение не нарушит девства. Итак, воспевай совершившееся и не любопытствуй о даре; удивляйся величию дела и не сомневайся относительно благодати; преклонись перед Своим таинственным жребием и не беспокойся о невероятности чуда. Если веришь искренно, сам Он по вере твоей просветит Твою душу; но если Ты захочешь излишнего, ни в каком случае не получишь того, чего допытываешься. Желаешь узнать? Вот Тебе видимое знамение истинности совершившегося с Тобой чуда. Желаешь видеть образ того чудесного рождения, которому Ты послужишь? Посмотри на Свою соседку и сродницу Елизавету. "Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (ст. 36,37). Сверх всякого ожидания разрешилось неплодство Елизаветы, чтобы по сравнению с этим разрешением понятнее было Твое девство, остающееся ненарушимым. Бесплодная и престарелая зачала Предтечу Царя, имеющего родиться от Тебя, чтобы Ты поверила, что Ты имеешь во чреве Своем Господа. Пойди, посмотри Елизавету, – и если ты не найдешь того, что я сказал, не верь моим словам. Что же на это святая Мария, Дева и телом, и душой, благочестивая, благоговейная и благопокорная, краса человеческой природы, врата нашей жизни, виновница нашего спасения? С благоговением приняв слова ангела, Она говорит ему: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (ст. 38)! Как раба, Я повинуюсь велению Владыки; как брение, Я отдаюсь в руки горшечника; как желает по Своей власти Создатель, пусть творит на Мне Свою волю; как угодно Его человеколюбию, пусть совершает во Мне чудо необычайного зачатия. Да будет Мне по слову твоему: пусть совершится на Мне сказанное тобой, пусть за словом твоим последует истинное и несомненное дело. И удалился от Нее ангел: огласил, приготовил Деву, научил Ее, сколько мог; услышал и сам от Нее, что нужно было узнать – и опять восшел туда, откуда нисходил, внизу оставив Пославшего его и опять найдя Его вверху на небесах, поклоняемым от всего ангельского воинства. Что скажешь на это ты, Арий? Скажи мне, несчастный, каким образом невместимый вместился в девственную утробу? Как, будучи девой, Она зачала и после рождения осталась девой, и рождению Спасителя послужила, и благодатью Себя обогатила? Но ты, конечно, ничего не скажешь. Ведь если сама Матерь тайны не постигала тайны Своего рождения, то как ты мог бы ее понять? Если Гавриил архангел, на вопрос Матери Господа: "как будет это, когда Я мужа не знаю"? не мог сказать ничего более ясного, как только сослаться на Духа Святого, без дальнейших объяснений, то где же тебе объяснить то, чего не мог истолковать Гавриил? Но если рождение Христа по плоти, бывшее чуть ли не в последние дни, никто не может изъяснить по достоинству, то, как ты осмеливаешься делать предметом своего любопытства то рождение – небесное, бездетное, бестелесное, невидимое, бесстрастное, совершенно неизъяснимое и непостижимое? На чем основывается такая твоя дерзость? Ангелы покланяются святой Троице, непрестанно взывая: "свят, свят, свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Его"! Они не говорят подобно тебе: Отец святее, потому что Он старше; не говорят скромными голосами: свят Сын, как юнейший, Свят Дух, как ближайший к нам, – но одну и ту же песнь воспевают равно всей святой Троице. Откуда же ты, Арий, один научился изощрять язык свой против Творца? Но ты отвергаешь свидетельство неба и ангелов? Чему же доверяешься, на кого полагаешься, скажи мне? Кого ты признаешь ценителем этого учения? Кого нам избрать в качестве нелицеприятного судьи? Чье суждение принимаешь ты в деле благочестия? Не доверяешь ли ты Отцу, лучше всех знающему Своего Сына? Послушаем, что говорит Он: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Mф.17:5). Если Он скажет: "Я и Отец – одно" (Ин.10:30), слушайте Его; если Он скажет: "Я в Отце и Отец во Мне", слушайте Его; если Он скажет: "Видевший Меня видел Отца" (Ин.14:10,9), слушайте Его, потому что истина не обманывает. А если Он скажет: "Отец Мой более Меня" (Ин.14:28), относите это умаление Себя не к Божеству говорящего, но к Его человечеству. Слышал, Арий, суд Отца? Послушай и подтверждение этих Его слов из уст единородного Его Сына: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16). (Не погибнет тот) кто верует (в Сына), а не тот, кто говорит: было время, когда Его не было – кто верует, а не тот, кто сомневается. Почему же ты, оставив веру, выступаешь с оскорблениями против самого Судьи? Впрочем, Арий, глупый и неразумный, веруй, как тебе угодно; если сам не хочешь, несчастный, узнать полезного тебе, занимайся болтовней себе на погибель. Сына ты не унизишь, а на свою собственную голову собираешь огонь геенский. Я же, верный руководству Божественного Писания, воспеваю Отца, всегда бывающего Отцом, воспеваю Сына, безлетно воссиявшего из лона Отчего, воспеваю Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, исповедаю Христа, совершенного Бога, и совершенного Человека, проповедую величие Божества Его и не стыжусь уничижения Его по человечеству, но вместе с великим и блаженным апостолом Петром взываю к Нему: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (Mф.16:16), и Тебе подобает слава и честь и поклонение, с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О милостыне

Божественное Писание говорит: "Благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Притч.19:17). Заметь, какого должника приобретают себе милостивые, сколь великого, сколь богатого. Если человеку ты даешь в долг золото, серебро, или хлеб, ты берешь расписку и таким образом руку, принимающую деньги, связываешь письменным обязательством. А по отношении к Богу – этого нет, но ты даешь мученикам и убогому, а Бог призывается и обещает возвратить тебе долг, который ты ссудил убогому; Он спешит исполнить свое поручительство и не просто только возвращает взятое, но и малое приумножает с великим благословением. Что бывает на рынке? Покупатели стараются купить дешево, а торговцы просят подороже, – таким образом обе стороны сходятся на средней цене и дело устраивается к взаимному удовольствию. Но когда ты с таким трудом приобретешь то, что искал, ты еще не располагаешь вполне своим приобретением: случается нередко, что человек и домой не успеет вернуться с покупкой, как умирает, или свою покупку теряет, или открывает в ней какой-либо недостаток, и, таким образом, оказывается вдвойне с ущербом. Но по отношении к царству Божьему ничто подобное тебе не угрожает – ни утомительность пути, ни зной, ни усталость, ни огорчение от потери, ничего такого. Просто ты сидишь у себя дома, а к тебе приходит нищий и предлагает купить рай, в таком, например, роде: дай хлеба – и возьми рай; дай поношенную одежду – и получи царство небесное. При том он не требует от тебя того, чего у тебя нет, а только того, чем ты располагаешь. Не желая купить рая Божьего, ты говоришь: у меня нет хлеба. Подай один обол, подай чашу студеной воды, подай, что угодно, подай, что у тебя под рукой, – Христос все принимает, – только приобрети рай. Подражай той сарептской вдовице, которая дала горсть муки и унаследовала царство небесное, а также другой вдовице, упоминаемой в евангелии, которая, ничего не имея, кроме двух единственных лепт, бросила их в церковную кружку и тем купила себе рай. Бог не ищет груды денег, но милосердной души и сострадательного сердца. Подай бедному, сделай Бога своим должником: "Благотворящий бедному дает взаймы Господу". Когда же, спросишь, расплачивается этот должник? Когда ты оставляешь все здешние стяжания, дома, золото, серебро, одежду, и все прочее, и уходишь туда, покидая все земное, тогда-то именно Он с благодарностью возвращает тебе Свой долг. Впереди себя пошли свои деньги, не теряй времени, не жалей их, чтобы не утратить вечной жизни. Неведома смерть, ты не знаешь, когда она наступит, в какую пору придется тебе расстаться с этим миром. И при том – ты пойдешь туда, а твои деньги остаются здесь, и другие, поделив между собой твои богатства, даже и имени твоего не вспоминают, а часто наследники расточают твое достояние, посылая тебе же проклятия. Пошли впереди себя твои деньги в бесконечные века, чтобы не пришлось идти в огонь неугасимый, подобно богатому из-за Лазаря. "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня" и т. д. (Mф.25:34,35). Заметь, что говорит Творец миpa. Он не говорит: Я был царем, и вы убоялись Меня; Я был правителем, и вы оказали Мне почет, – но: Я был "наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня" (ст. 36). Поистине, нет ничего равного милостыни: получает деньги нищий, а отдает Бог. Сделавшись должником, в лице нищих и собирающихся у дверей церковных, Бог не просто отдает лишь долг, но самих заимодавцев делает наследниками, обращаясь к ним так: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". И когда, говорит, уготовано? Когда ты раздавал бедным пищу и одежду, когда ты благотворил церквам и на могилах мучеников, когда ты справлял память святых, когда ты принимал (бесприютных) в своем доме, когда ты посещал больных и заключенных, когда ты все это делал, Я готовил тебе это царство, И вот, когда ты должен будешь покинуть эту жизнь, тебе не придется думать о том, кто там окажет тебе гостеприимство. Сам Домовладыка встретит тебя приветствием: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня". Вот каково величие милостыни! Никакая добродетель не может с ней сравниться или превзойти ее. Не сказано ведь: вы соблюли девство, или: вы ради Меня постились; ничего подобного не сказано, – но только: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть". Велики, конечно, и пост, и девство, и прочие добродетели, но ничто не может сравниться с милостыней. Перешли же свои блага в тот нескончаемый миp, – и ты найдешь в том веке то, что раздаешь здесь, как и Господь говорит: "приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лук.16:9). О, дружба Владыки! О, неразумие людей, привязанных к богатству! Он утешает, а богач скорбит. Не постигаешь, человек, промысла Божьего? Разве не мог Бог и бедняку дать денег столько же, сколько дал тебе, и тебя обогатить, и его? Разве не мог излить золотого дождя и обогатить бедных? Почему тебе только оказана Богом такая честь – быть богатым? Подумай, что ожидает тебя впереди; посмотри на обнаженные кости в гробу: какая тут разница между бедным и богатым? Не все ли пепел? Не все ли прах? Где тут царь, где начальник, где вельможа, где бедняк? Действительно, все одинаково мертвецы, смрадные кости, куча червей. Почему же ты превозносишься над бедным? Почему гнушаешься недужным? Не равны ли вы перед Богом? Не есть ли и он подобие Божье? Представь себе, что этого бедняка Бог назовет братом и окажет ему предпочтение перед тобой в тот день. Конечно, Бог не может быть несправедливым: Он не лишит бедного вечной жизни и царства небесного, если только он терпеливо перенесет бедность, а тебе не даст дважды насладиться райской жизнью, если ты не употребишь по надлежащему данных тебе от Бога даров. "Так как", – говорит Он, – "вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.25:40). Так вот, вслушайся (в эти слова), и наполняй утробы бедных тем, что здесь послал тебе Бог, чтобы там найти свои запасы полными. Ведь если блажен тот, кто однажды вкусит хлеба в царстве Божьем, то, во сколько крат, блаженнее тот, кто признан будет достойным обитать в нем в бесконечные века! Не говори мне, что бедные беспомощны и ничего не могут мне дать в тот день: богат Тот, Кто за них поручается. Не взыскивай с бедных, Бог отдаст тебе. И бедным-то отдает твои дары Он же, управляющий этой нашей жизнью, и там Он спасет нас, если только мы будем делать угодное Ему. "Благотворящий бедному дает взаймы Господу", и Бог соответственно даянию его воздаст ему, – воздаст в меру его расположения, потому что где доброе расположение, там щедрое даяние. Убоимся же дня Господня, в который пошлет Домохозяин на жатву пшеницы, и соберет пшеницу в житницу, а плевелы сожжет огнем неугасимым. Домохозяин – Господь, жнецы Его – ангелы, пшеница – праведники, а плевелы – грешники. Итак, потщимся при помощи милостыни оказаться доброй пшеницей, чтобы войти в вечные обители, приготовленный Вознесшимся от нас, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О любви

Прекрасно сказал Господь: "бремя Мое легко" (Mф.11:30). В самом деле, какое бремя или какой труд отпустить прегрешения брата – легкие и ничтожные – и тем приобрести прощение своих собственных грехов и скорое оправдание? Не сказал Господь: Я требую от тебя денег, или тельцов, или козлят, или поста, или бодрствования, – чтобы ты не стал отговариваться: этого у меня нет, – этого я не могу, – но что легко, доступно и просто, того именно Он требует, говоря: прости брату твоему согрешения его, и Я прощу тебе твои согрешения. Ты простишь небольшие долги, может быть, несколько оболов или хотя бы сто динариев, а Я прощу тебе тысячу талантов. И ты только простишь, ничего от себя не прибавив, а Я и грехи тебе прощу, и исцеление и царство тебе дарую. И самый дар твой Я тогда приму, когда ты примиришься с врагом твоим, когда не будешь питать против кого-либо вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми ты будешь иметь мир и любовь; тогда и молитва твоя будет приятна Мне, и на доме твоем будет почивать Мое благословение, и ты будешь блаженствовать. Если же с братом твоим ты не хочешь примириться, то, как себе от Меня ожидаешь прощения? Мои слова попираешь, а прощения требуешь? Я, Владыка, приказываю, и ты не обращаешь внимания, – как же ты, раб, осмеливаешься приносить Богу молитву ли, жертву ли, или начатки, имея на кого-либо вражду? Как ты отворачиваешь лицо твое от брата твоего, так и Бог отвращает очи Свои от дара твоего и от молитвы твоей; Бог есть любовь, а потому все, совершаемое без любви, Ему неугодно. В самом деле, как может принять Бог от убийцы молитву, или дар, или начатки, или плоды, если он прежде не покается по надлежащему? Но ты, конечно, возразишь мне: я не убийца. Я же докажу тебе, что ты убийца, или вернее обличает тебя Иоанн Богослов, утверждающий: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Ин.3:15). Не будем же, братья мои возлюбленные, дорожить ничем, кроме любви, не будем ни о чем, кроме нее, заботиться; пусть никто не имеет вражды против другого, пусть никто не воздает за зло злом: "солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4:26), но оставим должникам нашим все их прегрешения. В самом деле, что за польза, дети, если кто всем обладает, а любви спасающей не имеет. Если кто устроит большой пир для царя и властей с возможно большей роскошью, чтобы ни в чем не было недостатка, а соли у него не окажется, – разве не расстроится вследствие этого весь пир? Конечно, расстроится, и, таким образом, устроитель пира и издержки понесет, и труды его пропадут даром, а сверх того осрамится перед званными на пир гостями. Так-то вот и здесь: что за польза трудиться на ветер? Без любви всякое дело и всякая заслуга нечисты и несовершенны; хранит ли кто девство, постится ли, бодрствует ли неусыпно, молится ли, питает ли нищих, приносит ли, как ему кажется, дары, или начатки, или плоды, строит ли церкви или другое что-либо делает, без любви все это ни во что вменяется в очах Божьих. Не жди в таком случае благоволения Божьего. Послушай, что говорит апостол: кто питает вражду на брата своего и, между тем, делает приношение Богу, – это все равно, как если бы он приносил в жертву собаку; приношение его не лучше платы блудницы (срв. М?.5:23,24; Иса.66: 3; Второзак.23:18). Не делай никогда ничего без любви, потому что любовь покрывает множество грехов. О, каким благом мы пренебрегаем! О, каких благ и какой радости лишаемся, не утвердившись в любви! Ее не пожелав приобрести, Иуда удалился из лика апостолов, оставив свет истинный; возненавидев своего Учителя и своих братьев, он погрузился во тьму. Потому и верховный апостол Петр говорил о нем: "отпал Иуда, чтобы идти в свое место" (Деян. 1:25). С другой стороны, Иоанн Богослов говорит: "А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Ин.2:11). А если ты скажешь, что хотя брата своего я не люблю, но Бога люблю, Иоанн и тут обличает тебя в таких словах: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит" (1Ин.4:20)? Итак, кто имеет любовь со всеми братьями, кто не питает вражды против кого-либо, кто исполняет заветы апостола: "солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф.4:26), тот любит Бога, тот ученик Его, сказавшего: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13:35). Очевидно отсюда, что ученики Христовы познаются по этому признаку – по истинной любви между собой. А кто ненавидит брата своего, тот хотя бы и думал про себя, что любит Христа, ложь есть и самого себя обманывает. Так и апостол Иоанн говорит, что "имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин.4:21). В другом месте Господь сказал: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим возлюби ближнего твоего, как самого себя" и, чтобы показать силу любви, прибавил: "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф.22: 37,39,40). Необыкновенное чудо! Кто имеет нелицемерную любовь, тот тем самым исполняет весь закон. "Итак, любовь есть исполнение закона" (Рим.13:10), как говорит апостол. О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви – ни на небе, ни на земле. Потому-то апостол Павел, познав, что ничто не равняется с любовью, во все концы вселенной объявил в своих писаниях: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви" (ст. 8) и душу друг за друга полагать. Вот эта любовь есть глава всех добродетелей, соль добродетелей; любовь – исполнение закона, любовь – верное спасение. Она некогда возобладала в сердце Авеля, она сделала Ноя кормчим, она содействовала патриархам, она спасла Моисея, она Давида сделала жилищем Святого Духа, она вдохновляла пророков, она укрепила Иова. И почему не сказать сильнее? Она Сына Божьего низвела с небес к нам на землю. По любви Бестелесный воплощается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном человеческим; любовью устраивается все дело спасения: упразднена смерть, низложен дьявол, Адам возвращен в рай, Ева стала свободной; любовь соединила ангелов и людей в единое стадо; любовь разрешила клятву, отверзла рай, прояснила жизнь, обещала царство небесное. Она, уловив рыбаков, сделала их ловцами людей, она воспламенила и укрепила мучеников, она населила пустыни, она наполнила горы и пещеры псалмопением, она ангелов и людей соединила в одно, она побудила мужей и жен идти путем узким и тесным. Но до каких, наконец, пор нам гоняться за неуловимым?

О Лазаре 1

Всякое божественное учение обыкновенно имеет в виду пользу любознательных людей, в особенности же праздники, всегда бывающие в определенное время; их можно бы сравнить с потоками воды, к которым стремятся жаждущие и которые, служа к утолению жажды, тем приятнее бывают для пользующихся ими. Но зачем понадобилось мне такое предисловие? Лазарь, четырехдневный мертвец, в эти именно дни поста воскрес. В это время Христос уже шел на свою спасительную страсть, прежде чудес проявляя чудеса, прежде праздника устанавливая новый праздник и прежде дела показывая дело, чтобы, когда Он будет вознесен на крест, ученики Его не усомнились в воскресении своего Учителя, но верили бы, что Он подпал смерти ради других, а сам по Себе ничего ужасного от смерти потерпеть не может. Итак, вполне справедливо – и по времени, и в видах собственной пользы, и ради наступающего праздника – принять участие и нам со своей стороны в радости о воскресении Лазаря, не только в оплакивании его принять участие, но и разделить торжество и радость добрых жен, окружавших Mapию, да и наставника нашего Иисуса почтить вниманием к повествуемому об этом событии. Несомненно, кто оказывает честь Его друзьям, тот Ему самому делает приятное: будучи человеколюбивым, Он обыкновенно всегда усваивает Себе честь, им оказываемую. Он сам сказал в евангелии: "Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня" (Мф.10:40). "Был болен некто", – говорит евангелист,– "Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее" (Ин.11:1). Без прикрас выливается повествование из уст бесхитростного писателя: недаром Иоанн был рыбак. Приступая к описанию поразительного чуда, он не постарался доставить удовольствие слушателю выбором выражений. А что это так, убедись сам. Он описал, что чудо совершилось в Вифании, способ его совершения, указал женщин, присутствовавших при этом, описал, что было сказано, что было сделано, где встретили Учителя, как Он заплакал, как Его просили, как упрекали, жалуясь самому Господу, что Он не находился близ умиравшего Лазаря, не заключил словом врат смертных, не удержал волн гибели: ведь, конечно, при кормчем судно было бы спасено. И писал он это, находясь в Ефесе, чтобы таким образом – по нестяжательности и бедности – даже собственными чернилами и бумагой не пользоваться. Между тем, когда Иоанн описал это, все стекаются увидеть гроб, потерявший покойника, – цари, простецы, судьи, племена варваров, толпы солдат. Что я говорю – гроб? Место упокоения Лазаря сделалось церковью. Bсе стремятся помолиться там, где помолился Иисус, из общения в деле извлекая себе пользу. "Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа". Пусть никто не относится пренебрежительно к месту: Бог ведь всюду – и в деревне, и в городе, и в горах; Он все видит. Бог везде, но обращает Он внимание не на место само по себе, а на расположение людей благочестивых. Лазарь был болен, недуг одолевал его. Благочестивые женщины – Мария и Марфа – не растерялись при этой беде, не отчаялись в виду приступов болезни, не искали лекарств, не призывали ни соседей, ни врача, так как было излишне искать какого-нибудь врача, когда они имели Иисуса. Они знали, откуда нужно ожидать спасения, и когда брат изнемогал, послали гонцов (к Иисусу) с известием об угрожающей (Лазарю) смерти. Так и ты, когда слуги тьмы повлекут у тебя больного сына, или мать, или брата, или вообще кого-либо из домашних, пошли к Иисусу – не человека, не слугy, но свои молитвы, гораздо более людей надежные, – и подражай Марии с сестрой. Что они говорят? Не просят Его: помолись; не говорят: поспеши, или: приди, дай благодать, – но что говорят? "Господи! вот, кого Ты любишь, болен" (Ин.11:3). Смерть подстерегла Твое отсутствие и похищает Твоего друга. Заступись за Лазаря, похищаемого, угнетаемого, поражаемого многими стрелами, и горячкой, и скорбью, и тучей зол; неизвестно даже, застанешь ли ты Твоего друга (в живых). Услышал Иисус и сказал им: "эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий". Чему здесь удивляться? Мудрости ли сказанного? Пророчеству ли? Способу ли его осуществления? Повелению ли, свыше человеческого, или неизреченному человеколюбию, или кротости слов, или чести, возданной Отцу? Здесь все – Божье. Как Бог, Он предсказал: "эта болезнь не к смерти", – и немного спустя подтвердил это делом. Воздал славу Богу, показав вместе с тем, что слава Отца и Сына – едина. Утешил Своим словом сестер, подав им добрую надежду, что "эта болезнь не к смерти" Лазарь не умирает. Конечно, если он не отдается смерти, то остается жить. Но он и отдается, и не отдается. Ведь если кто отдает то, что он взял, то, в сущности, выходит, что не берет. После этих слов Иисус, по свидетельству евангелиста, "пробыл два дня на том месте" (ст. 6). Почему остался Он еще на два дня? Он медлил, чтобы смерть Лазаря сделалась несомненной, чтобы налетевшая волна потопила судно. Ведь если бы Он был в Вифании, то болезнь не получила бы силы над Лазарем, но благоприятный оборот болезни был бы объяснен естественными причинами; да если бы даже и Иисусу было это приписано, то, конечно, чудо не было бы столь поразительным. И вот, общий удел людей – смерть настигла Лазаря и держала его в своих узах. Когда это произошло, Иисус, не присутствовав при смерти своего друга, не осязавший его, не бывший очевидцем события, говорит ученикам Своим, находившимся в неведении: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" (ст.11). Эти слова – большое утешение для людей: смерть здесь сочтена сном, гибель обращена в спасение. Итак, пусть никто не отчаивается за умерших: для Бога – все живы, бодрствуя и погружаясь в сон по Его воле. Ученики, не подозревая тайного смысла Его слов, говорят Ему: "Господи! если уснул, то выздоровеет" (ст.12). Для больных ведь сон считается естественным лекарством. "Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас" (ст.14). Кто мог бы быть доволен смертью? Кто радовался бы над умершим другом? Сокрушаться и печалиться как будто следует в случае потери близких. Но Иисус говорит: "радуюсь за вас, что Меня не было там". Ведь если бы Я был там, горячка была бы остановлена словом, и чудо было бы меньшее или даже считалось бы делом обычным. Теперь же Я остался здесь, чтобы волк совершенно похитил овцу. Действительно, Он уже стал добычей смерти, – и тогда-то Бог отер всякую слезу от всякого лица на земле. Отправились в путь, поспешили в Вифанию, прибыв туда не для того, чтобы потушить огонь, но чтобы увидеть лишь пепел, оставленный огнем, – прибыв уже тогда, когда можно было найти следы кораблекрушения, потому что он уже смердел, будучи четверодневным. При кораблекрушении бывает возможность и остов судна найти, и доски собрать, и распорки подобрать, и руль сохранить для употребления на другом корабли, а при большом старании даже и некоторую часть груза спасти. Но по отношению к Лазарю все это было затруднительно: тут уже настал конец, и дело дошло до зловония. Печаль была в полном разгаре, покойник лежал уже под могильным камнем. Многие из иудеев, говорит евангелист, пришли из города, чтобы утешить сестер умершего. Вот, – как бы говорит евангелист тем самым, – свидетели готовящегося чуда, чтобы это дело не случилось как бы воровски, но было несомненным доказательством истины. Пришел Иисус, – пришел кормчий после кораблекрушения, врач после смерти. И зачем пришел Ты сюда, Владыка? Чтобы выслушать упреки в равнодушии к судьбе друга, в допущении его гибели в неоказании ему помощи в виду близкой его смерти? Услышала Марфа, и мало заботясь о своем печальном виде, бежит навстречу Ему и начинает горько попрекать Спасителя: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" (ст. 21). В присутствии пастыря как бы погибла овца? Когда сражается полководец, как растворились бы ворота? При свете солнца, как могут расхитить золото? "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой". Без веры это слово и неосновательно: ведь когда мастер пришел, явилась возможность опять восстановить развалившийся сосуд. "Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение" (ст. 23-25). Итак, зачем ты ищешь то, что у тебя уже есть? Подожди немного и увидишь благодать. Услышала Марфа и поверила; она побуждает сестру свою, и бегут все вместе плачущие и пришедшие для утешения. Опять Иисус – среди народа, всюду – и на браке, и в печали помогая верующим в их затруднениях. Увидев печаль и слезы, Иисус говорит: "где вы положили его" (ст. 34)? Зачем ты спрашиваешь об этом, Владыка? Находясь в отсутствии, Ты знал о смерти (Лазаря), а, прибыв сюда, не знаешь места, где его похоронили, но спрашиваешь: "где вы положили его"? Укажите Мне, говорит Он, тех, кто хоронил, одевал и обвязывал покойника. Пусть они, свидетели будущего Моего чуда, выступив сюда, признают свое участие в этом деле, чтобы потом, когда увидят погребенного ими воскресшим, не отнесли его смерти просто к обману чувств. Всеведущий пришел к гробу, допустив, чтобы Его вели другие; в довершение всего, здесь Он прослезился. Что Ты плачешь, если истинно то, что Ты обещал, – если сам же Ты хочешь его воскресить? Оплакивал Господь человека, свидетельствуя тем Свое человеколюбие, а может быть оплакивал Он вместе с тем и неблагодарность иудеев, что и после этого чуда они все-таки будут упорствовать в своем неверии. И то уже некоторые из них говорили: "не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер" (ст. 37)? Конечно, мог. Зачем спешите вы злословить? Подождите – и увидите, что сделает Он. Говорит им Иисус: "отнимите камень" (ст. 39). Странное приказание! Сокрушающий медные врата и разрушающий железные затворы смерти говорит: "отнимите камень". Почему, о, Владыка, Ты не убираешь камня Своим словом? Отнимите камень – говорит Он, вы сами, клеветники, неверующие, обманщики; возьмите, осяжите его, удостоверьте, чтобы опять не неверовать, убедитесь в том, что вы видите. Не тень должна выйти из гроба, не призрак: те ведь не нуждаются в устранении камня, закрывающего выход. "Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе" (ст. 39). Конечно, так и следовало ему, рабу, не присваивать себе того, что отличало Владыку. Владыка по собственному обещанию восстал на третий день, а Лазарь восставляется четверодневным: иное дело раб, иное – Владыка. Говорят Ему: "Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". Для Бога это немного: еще не сухие кости, еще не полное отсутствие плоти и жил, как некогда в видении Иезекииля, – а между тем то полчище мертвецов, покрывавшее землю (своими, костями), лишенное уже всего – и души, и чувствований, и способности восприятия, и духа жизни, восстало у гробниц, явив наглядное доказательство грядущего воскресения. Умолкла Марфа. Отвалили камень. Bсе были в сильнейшем напряжении, ни живы, ни мертвы; наверно, испытывал и самый ад то же, так как врата смерти уже колебались. А Господь Иисус, прежде всего, начинает со славословия. Поднял Он, говорит евангелист, очи к небу, указывая тем, откуда Он сам, и возблагодарил за нас Отца, говоря: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня" (ст.41). Имея в самом Себе источник жизни, Он делает это, потому что Мария и Марфа именно так говорили Ему: мы знаем, "что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог" (ст. 22). Усматривая некоторую нетвердость их в этой мысли, Он и говорит им: вы знаете, что Отец исполнит всякую Мою просьбу; постарайтесь же укрепиться в этой мысли достойно Меня и Отца. И затем прибавляет: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего" (ст. 42). Видишь, что сам Он в молитве не нуждается, делает же это в виду неверия окружающих? Ты всегда, говорит, слушаешь Меня. Не допытывайся, когда именно, – потому что сколько бы мы ни исследовали, понять этого не в силах. Он имел все по природе, как Сын, но упомянул об Отце, воздавая Ему честь, чтобы неведущим показать полное согласие между Отцом и Сыном. А затем, утвердив веру и укрепив мысль слушателей, Он приступает и к самому делу. "Лазарь! иди вон". Он не повторяет слова, чтобы поднялся только один, чтобы не устремилось к Нему беспорядочной толпой все множество мертвых. Одного мертвеца Я зову, не приходите все. Еще не настало время для того повеления, когда услышат мертвые голос Сына человеческого и, услышав; оживут. А пока пусть придет сюда только один, пусть один освободится, как друг одного Единородного, – одного только узника Я требую. Пусть никто из обитателей преисподней не противится Моему повелению – ни привратник тьмы, ни мрачный приставник темницы, ни ключники преисподней, с нетерпением ожидающие к себе пленников. Пусть это будет для вас первым уроком того, как отдавать Моих. И ты, ад, молчи, загради свои уста, не удивляйся, повинуйся Владыке, ничем не прикрывайся. Человек уже убегает из твоих затворов. "Лазарь! иди вон": будь победителем смерти в силу Моего повеления, будь победителем, лишив ад его добычи. Здесь Я еще связан, хотя уже увенчан как победитель смерти. Вышел Лазарь из гроба: связанный, он уже ходит; вышел кругом обвязанный, но уже весь двигается. Весь вид кругом – и по рукам, и по ногам – он был обвит пеленами, по местному обычаю погребения. Но еще не совсем освободился он от смерти и гроба. Следует новое повеление Иисуса: "развяжите его, пусть идет" (ст.44). Почему сами собой не спали одежды (погребальные) с того, кто избежал уз смерти, кого не удержали затворы преисподней? Вы, связавшие его ранее, сами и освободите его, чтобы увидать еще раз работу своих рук. А фарисеи, когда услышали все это, составляют новый совет, говоря между собой: "что нам делать? Этот Человек много чудес творит" (ст.47)? Великое обвинение! Мертвые пробуждаются, смерть умерщвляется, Лазарь восстает из мертвых, а иудеи влекутся к духовной смерти. Итак, не оставляйте вашего совета не оконченным, но продолжите обвинение и скажите: что нам делать, когда немного дней спустя солнце на небе помрачится, земля потрясется, не стерпев того, что на ней совершается, завеса внутри храма расторгнется, множество мертвых возвратится к жизни? Еще скажите: что нам делать, когда храм разрушается, служение прекращается, город сжигается, мы изгоняемся и другие вместо нас становятся наследниками? Что нам делать, когда все переходит к другим – пророки, апостолы, священство, пост, праздники, служение, – и Бог это допускает? Об этом подумайте, об этом посоветуйтесь. Слова тех речей ваших бесполезны для вас; решение неизменно: "говорите слово, но оно не состоится" (Иса.8:10). Раз навсегда дал Бог тем, кому дал, всегда торжествовать, всегда праздновать, из года в год возобновлять празднование, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

О четверодневном Лазаре 2

Возлюбленные! Как чадолюбивая мать, питающая сосцами младенца, переживает сладостные минуты, когда младенец насыщается ее молоком, – этой нежнейшей пищей, – а когда какой-нибудь случайный сгусток молока нарушает правильность его выделения, то и ребенок плачет, и мать мучается, имея полное расположение питать, но, чувствуя остановку питания, точно так и мы, предложив вам в прошлый раз свое духовное молоко, испытывали наслаждение, питая вас словесной пищей, но когда облако забвения, набежавшее на мысль, прервало слово, тогда и вы вознегодовали, лишаясь слушания евангельских поучений, и мы были огорчены, имея усердие к продолжению слова, но встречая препятствие со стороны ума – вследствие забвения. Но, может быть, это случилось с нами для того, чтобы мы помнили, что (и проповедь есть дело) не хотящего, не текущего, не домогающегося, но милующего Бога (Рим.9:16). Но теперь, по крайней мере, так как Бог дает проповедующим благодать не по достоинству говорящих, но по нужде слушающих, призвав Его, извлечем по мере сил питательную влагу учения из слышанного нами сегодня евангельского чтения. "Был болен некто Лазарь", – повествуется (в евангелии), – "из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий" (Ин.11:1,2;4). Итак, болезнь эта не к смерти, но к славе Божьей, – значит, это уже не болезнь, но благовестие, не расслабление, но утверждение. О, болезнь, врач изнемогающих, наставник веры, противник смерти, поражение дьявола, устроение спасения! О, болезнь, добродетели непоколебимое основание, веры учитель, благочестия опора! О, болезнь, недуги душевные исцеляющая, струи крещения источающая и светлые одежды души изготовляющая! О, болезнь, небесного хлеба подательница, веры прекрасный светильник, дьявола уловление и человека запечатление! "Когда же услышал", – сказано, – "что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился" (ст. 6). Что за нужда была Господу медлить по получении известия, а не тотчас идти к больному? Очевидно, Он ожидал смерти Лазаря, чтобы эта смерть послужила для большего утверждения в вере свидетелей чуда. И вот, когда Лазарь умер, Иисус говорит своим ученикам: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" (ст.11). Ведь и в самом деле, смерть людей у Господа считается за сон. "Иду разбудить его". Что же? А, находясь здесь, Ты бессилен оживить мертвеца? Конечно, нет, но Мое отсутствие – лишило бы это чудо значения в глазах иудеев; если бы воскрес Лазарь, они, наверное, подумали бы, что по какой-нибудь случайности он ожил. Итак, Я пойду туда сам, чтобы в Моем присутствии, сделавшись очевидцами совершенного Мной чуда, получив от меня благодеяние, они утвердились в вере. "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его". Ученики же, услышав это, сказали: "Господи! если уснул, то выздоровеет (ст. 12). Они судили не по благочестию, а с точки зрения врачебной, действительно, сон, хотя и вреден для погружающихся в летаргию, но в некоторых болезнях облегчает больше, чем пот. И вот, так как ученики подумали, что Господь говорит об успении в смысле сна, Он выразился с большей ясностью: "Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему" (ст.14,15). Не желающий смерти грешника теперь радуется о смерти друга? Да, радуюсь, не ради Себя, не за умершего, но ради вас, – потому что этой смертью Я воспользуюсь для утверждения вашей веры. О, смерть, Христу послужившая к радости! О, смерть, исполнение жизни! О, смерть, смерти разрешение, спасения виновница, падших восстановление, труждающихся успокоение, немощных укрепление, праведных отрада! О, смерть, дьявола низложение, демонов поражение, первозданного Адама возрождение! О, смерть, веселья сотрудница, нетления вестница, радости руководительница! Но продолжу речь, не вдаваясь в подробности. Приходит Иисус в Вифанию, Его встречают сестры Лазаря, припадают к ногам Господа и с плачем говорят: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" (ст. 21,32). Неужели Он не был там? По телу Его там действительно не было, но по божеству Он был не только там, но и на небесах. В самом деле, как Он узнал о смерти Лазаря, если не присутствовал там невидимой силой Божества? Итак, говорили сестры Лазаря: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" А Он отвечал им: веруйте, и увидите славу Божью, – научая таким образом, что вера есть виновница добрых дел. И увидев их, да и пришедших к ним иудеев, плачущими, "Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его" (ст. 33)? Что значит: "восскорбел духом"? Подожди, возлюбленный, и немного спустя ты получишь ответ на этот вопрос. "Возмутился" – не как мы смущаемся от печали или страха, но сам по Себе смутился, – и говорит: "где вы положили его"? Неужели не знал, где похоронен Лазарь, Он, знавший время его смерти? Конечно, знал, но рядом с Божественными чудесами идут у Него слова, свойственные человеку, чтобы показать, что Он – и Человек, как и пророк говорит: и Человек есть, и кто познает Его? Это же Он предпослал, чтобы дать понять, что иное нечто есть в Нем, именно Божество. "Где вы положили его"? Мария отвечала: "Господи! пойди и посмотри"(ст.34). "Иисус прослезился". Что за нужда была плакать о том, кого Он тут же хотел воскресить? Заплакал Иисус, чтобы показать нам Свое сострадание и человеколюбивое расположение к роду нашему; заплакал Иисус, чтобы делом убедительнее, чем словом, научить нас плакать с плачущими; заплакал, но не предался горю, с одной стороны совершенно, отклоняя отсутствие слез, как нечто жестокое и бесчеловечное, а с другой – удаляясь отчаяния, как – неблагородного и несвойственного мужу; заплакал, узаконивая сострадание. Приходит к пещере и видит камень, приваленный к гробу. Приказывает окружающим Его иудеям отвалить камень от двери гроба. "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", будет" (Mф.17:20;21:21), – сказал Ты. Как же теперь не можешь сам отвалить камня? Не как бессильный Я делаю это, ответил бы Он, но чтобы не сочли всего происходящего за обманчивое видение. Я приказываю самим иудеям собственными руками отвалить камень, приготовляя этим самым величайшее доказательство в Мою пользу, – именно, чтобы они сами сделались свидетелями истинности совершенных Мной чудес. Затем, когда отвален был камень, Иисус, воззрев на небо, сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня" (Ин.11:41). Когда же Он помолился? Получи теперь, возлюбленный, ответ на возникший недавно у тебя вопрос: именно, когда Он запретил духу, тогда помолился. "Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами" (ст. 43,44). О, сила слова, ты ад расторгла, ворота медные сокрушила, затворы железные разбила, дьявола низложила, смерть упразднила, мертвого пробудила! О, сила слова, распавшиеся члены ты воедино соединила и возобновила, и небытие к бытию возвратила! О, сила слова, четверодневного мертвеца ты как бы от сна пробудила и окутанного пеленами вывела из гроба как будто свободного и проворного в беге скорохода! Вникни, возлюбленный, в сказанное здесь и ты убедишься, что кто при творении мира сказал: "да будет свет. И стал свет: да будут светила на тверди небесной" и были (Быт.1:3,14), Тот самый и ныне изрек: "Лазарь! иди вон"! И восстановилось прекратившееся в теле кровообращение, выпавшие волосы возвратились на свое место и по-прежнему стали расти на известных частях тела. "Лазарь! иди вон!" И мертвый восстал, и четверодневный как будто и не умирал совсем. "Лазарь! иди вон!" И из преисподней исторгается душа умершего, – дьявол не оспаривает, смерть не противится, – и та с радостью водворяется в свое жилище. На этих чудесах познав, возлюбленный, дело Божье, не сомневайся в воскресении: Лазарь пусть послужит тебе зеркалом и, усмотрев в нем свое собственное отражение, веруй в свое восстание. Тот же самый голос, воздвигнувший Лазаря, воскресит и всех нас, как и апостол говорит в одном месте: "ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными" (1 Кор.15:52) – благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

О четверодневном Лазаре 3

Освободил Лазаря Свет. А он, на Его призыв, так поспешил, что вышел из гроба завернутый в погребальные пелены, он – за четыре дня пребывания в гробе – тронутый тлением, становившийся уже пищей червей, утративший полноту телесного благообразия и в качестве свидетеля тления принесший с собой из гроба зловоние. Но благоухание жизни, обоняв мертвеца, остановило начавшееся в нем разложение: гроб сделался для лежавшего в нем источником жизни, и как будто из материнской утробы, а не из гроба, Лазарь вышел новосозданным. О, дивное чудо! Гроб породил нам к жизни человека, обвитого, подобно младенцу, пеленами. Слово Владыки, достигшее слуха мертвеца, извлекло его из гроба вместе с погребальными пеленами. "Лазарь! иди вон", – возгласил Спаситель, – и вслед за Его словом тотчас восстал мертвый, все члены его тела восстановили каждый свои отправления: глаза стали исполнять свое дело, нос занял свое место, щеки приняли прежний вид, шея стала держать голову на плечах, руки стали действовать в полном согласии одна с другой, гармония членов восстановилась, пальцы опять стали гибкими, нервы получили вновь силу, кости укрепились, в мышцах и жилах почувствовалось напряжение, мозг возобновил свою работу, покровы тела освежились, волосы укрепились в корнях. Но, конечно, в действительности все это совершилось гораздо скорее, чем я передал словами. Как конь (бросается вперед) по знаку всадника, так мертвый, побуждаемый словом Владыки, поспешил вон. "Лазарь! иди вон!" Не сказав еще: встань, повелевает выходить, – лежащего еще побуждает идти. Подними сначала, а потом уже поднявшемуся приказывай идти. Почему, Владыка, Ты требуешь, чтобы лежащий выходил, а о том, что ему нужно еще встать, не упоминаешь? Лежащему говорит Он, Я сразу повелеваю идти, чтобы двойным приказанием не замедлить его выхода. Я не говорю ему: встань и иди сюда, – чтобы он сильнее спешил, имея одно распоряжение – вместе и о восстании, и о выходе. Как бы окрыленный словами Владыки, Лазарь выскочил из гроба, скорее как сторож, сидевший в гробе, а не как мертвый. Ад же внизу, как и следовало ожидать, отдав мертвеца, стал вопиять: кто это пробуждающий Своим голосом мертвых из гробов, как будто спящих? Кто это нарушающий древний закон смерти? Кто это возбудивший мертвецов своей проповедью о воскресении? Кто это приучающий погребенных возвращаться к жизни? Кто это столь легко вырывающий у меня мою добычу? Кто это смущающий моих давнишних мертвецов Своим зовом? Выпадает из моих рук, – вижу я, – скипетр владычества над людьми, узы смерти теряют уже свою силу. Илия некогда воскресил мертвого – на радость его матери; Елисей дважды похитил у меня моих мертвецов. А теперь Этот еще сильнее ополчился на меня из-за мертвых, отнимая у меня даже подвергшихся тлению, так что я опасаюсь, удержу ли я власть даже и над истлевшими уже мертвецами. Уже отнят у меня мертвец, которого я считал своей добычей. Надо мной торжествует победу четырехдневный труп, ликующий среди живых в погребальном уборе. Меня будут попирать ногами, после того как убежал от меня мертвец. В самом деле, кто теперь будет бояться меня, побежденного уже смердевшим мертвецом и сделавшегося как бы сторожем мертвецов, отдаваемых мне под заклад на время? Именно как бы в залоге был Лазарь в гробе, подобно какой-нибудь золотой вещи, отдаваемой в заклад с наложенными на нее печатями: обвязанный погребальными пеленами, положен он был в гроб, ими же повязанный возвращен он был к жизни. Ведь народ иудейский мало верит и не убеждается даже великими чудесами. Они могли сказать и Лазарю так же, как некогда исцеленному от слепоты (который утверждал): это он, (а они уверяли): нет, это не он. И вот как кто-либо, обязанный возвратить взятую в залог вещь, предвидя подозрение со стороны закладчика, охраняет наложенный тем печати, чтобы вид печатей убедил закладчика,, так и Владыка Христос, возвратив иудеям из мертвых Лазаря, в течение четырех дней бывшего в среде мертвых залогом, оставляет на нем повязки, как бы в качестве печати, чтобы развязывающие могли убедиться, что это тот самый, –которого они погребали, а не другой кто-нибудь. Но ослепление неверия неисправимо: признав мертвеца, они исполнились зависти к чуду и замыслили злой совет. "Первосвященники же", – говорит (евангелист), – "положили убить и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых: потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса" (Ин.12:10, 9,11). Ему слава во веки. Аминь.
Категория: Творения святых отцов Цкркви | Добавил: Гром
Просмотров: 394 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Древо, энциклопедия

Церковный вестник

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Библиотека "Благовещение"



Корзина


Поиск

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz