Характер детей
Особенные затруднения встают перед
священником при исповедании маленьких детей. Эти затруднения происходят от
разных причин. Во-первых, оттого, что разговаривать с детьми тоном правильным,
правдивым и естественным - является особым даром, стяжать который не всякому
дано. Во-вторых, обстановка в которой проходит зачастую детская исповедь,
оставляет желать много лучшего: родители дома не всегда могут дать надлежащее
воспитание ребенку, направить его интересы, развить церковность. Подготовить к
исповеди, особенно к первой, дома не умеют. От священника зависит, как устроить
правильно детское говение, то есть заранее начать с детьми говорить на тему о
покаянии, объяснить все, с этим связанное, пробудить соответствующее
настроение.
Затруднения во время исповедания ребенка
проистекают от своеобразности детской психологии, отличной от психологии людей
взрослых. Кроме того, священник совершенно ошибочно может начать с детьми
говорить не тем тоном, каким надо; начнет что-то неестественное и надуманное
изображать, стараясь подделаться под какой-то воображаемый им детский мир,
взгляд и разговор. Естественность и искренность дети чувствуют гораздо сильнее,
чем кто бы то ни было. Фальшивый тон поэтому создаст только неправильный подход
к душе ребенка.
Священник в особенности должен действовать на
ребенка непосредственно, без лишних рассуждений и отвлеченностей. Надо
действовать на совесть, раскрыть ее детям, пробудить ее, звать к искренности с
самим собою. "Начало премудрости - страх Господень". Это должно быть
внушено детям сызмальства. Страх Божий не как рабское паническое чувство, а как
благоговейное почитание Небесного Отца, растворенное любовью сыновней.
Священник не должен развивать в ребенке утилитарного отношения к греху и
добродетели, то есть не должен строить своего воспитания детской души на
принципах какого-то соразмеривания юридических, наемнических понятий, если
будешь хорошо вести себя, то и Бог тебе пошлет все хорошее, а если будешь себя
плохо вести, то Бог тебя лишит того-то и того-то. Это недостойно проповеди
любви и морали. В евангельской морали очень часто нет именно этого равновесия и
нашего понятия справедливости (награда виноградарям не по справедливости
людской, а по милости и любви Божией). Священник не должен злоупотреблять
угрозами типа "тебя Бог накажет". Надо воспитывать в детской душе с
самых ранних лет примат любви, а не страха, сыновства, а не рабства и
наемничества. Духовник должен найти это нелегкое равновесие страха Божия и
любви сыновней. Надо постепенно стараться развивать в душе ребенка истинно
христианское чувство любви к Евангелию, преданности Церкви, любви к чистоте,
святости; приводить примеры святых, отдававших все и самих себя Богу.
Особенно надо обращать внимание на детские
склонности ко лжи, к пользованию чужими вещами, к издевательству и насмешкам
над слабыми; на склонность детей мучить животных; на привычки кривляться и
вообще быть неискренними; на склонность к грубости и т.д.
|