Характер человека с самодовольной совестью
К
сожалению, это один из очень часто встречающихся случаев исповедной практики.
Это люди, - совершенно независимо от того, интеллектуалы они или
малообразованы, - малосознательные в своей духовной жизни, утвержденные в
каком-то религиозном самодовольстве. Их отличительным признаком является особое
духовное благополучие. Их ничто в духовной жизни не тревожит. Кодекс их
моральных требований весьма скуден и очень напоминает "кодекс"
Вронского или Анны Карениной. Они стараются не задумываться над духовными
вопросами, считая это для них необязательным. Духовного голода у них нет.
Кругозор моральный весьма сужен. Можно было бы их упрекнуть в известной
духовной самовлюбленности, и уж во всяком случае самодостаточности
Эти люди весьма часто на исповеди: 1) перечисляют
свои достоинства, говорят о своем положении в обществе, твердо верят в свои
"заслуги"; 2) легко "каются в грехах своих близких" (жены,
мужа, детей, тещи и прочих); 3) чаще же всего просто признаются, что у них
"никаких особых грехов" нет, что они не убили никого, не украли
ничего, да и вообще ни в чем не грешны.
Все это свидетельствует о совершенной духовной
безграмотности, элементарной нечувствительности к духу Евангелия. Священнику
надо многое и многое таким людям объяснять, втолковывать, раскрывать.
Необходимо в подобных случаях заняться основной катехизацией таких христиан.
Этого, разумеется, невозможно достичь во время исповеди, этому надо посвятить
долгое время, многократные проповеди, терпеливое и постепенное вразумление.
Таким людям надо заново всему в христианстве
учиться, а именно: что грех - это болезнь души; что греховность есть
последствие общего для всех первородного греха; что бороться с грехом надо в
самом начале его зарождения; что деление грехов на мелкие и крупные - это одно
из опаснейших для духовной жизни успокоений; что грех вовсе не есть одно только
греховное, злое дело, он коренится в глубинах души, в закоренелых страстях, что
каждый христианин должен быть подвижником, аскетом, идти узким путем, ведущим
ко спасению, а не широким, направленным в ад, что Евангелие и Церковь не могут
устареть, что это понятия и реальности вечные, а то, если они не соответствуют
нашим привычкам, то не Церковь и не Евангелие надо приспосабливать к этим
привычкам, а себя подчинять дисциплине Церкви и заповедям Христовым. И многое,
многое другое.
Таким людям надо во что бы то ни стало стараться
пробудить в себе отвращение ко греху, смертную память, духовное трезвение,
покорность голосу Церкви, желание духовного перерождения и преображения в
"новую тварь"