Пятница, 03.05.2024, 18:39





Сайт храма св.прав. Иоанна Кронштадтского
г.Кировское, Донецкой обл.
Приветствую Вас Гость
<>Главная | Регистрация | Вход | < Каталог файлов
Главная » Файлы » Иоанн Кронштадтский. Избранное

Живой колос. III. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТИАНИНА К БОГУ - БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, ПОКАЯНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ,
21.10.2012, 19:35
III. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТИАНИНА К БОГУ - БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, ПОКАЯНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ТЕРПЕНИЯ И ПРОЩЕНИЯ ОБИД, СМИРЕНИЯ, МИЛОСЕРДИЯ И ПРОЧЕГО. ВЗГЛЯД НА БОГАТСТВО

     От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один животворный, о коем Господь говорит: Огонь Я пришел низвесть на землю (Лк. 12, 49), а другой - огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот. у тебя нет чистоты сердца - это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, - перемени себя, будь сочувствен... не имеешь усердия в молитве к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей дух, вкус и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Апок. 3,21).

* * *

     Дивное дело. Тот же человек, который благоговеет пред Творцом и видит Его творение в прекрасном, восхитительном виде и бывает полон удивления, любви и благоговения пред Ним, - бывает способен и к низким, нечистым, греховным, лукавым помыслам и чувствам плотским, и может воображать в уме самые нечистые скотские вожделения и наслаждения, и глубоко оскверняться в своих помыслах и чувствах. Что за противоречие в тебе самом! Какое стремление греха в тебе! Как грех в виде всякой нечистоты стремится осуществить себя на деле и осквернить тебя. Какой подвиг душевный непрестанно предстоит для тебя - бороться с нечистотою внутри тебя и отвоевывать свое благородство духа и чистоту души и тела! Иначе ты развратишь и осквернишь свою природу - душу и тело. Истинно, Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие получают его (Мф. 11, 12). Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его (Апок. 3, 21). Война непрестанная с грехом необходима, доколе мы на земле; сидеть сложа руки нельзя, иначе грех одолеет и победит и подвергнет вечному плену, стыду и муке.

* * *

     Знаете ли, чем мы все бедны и безобразны и в чем более всего нуждаемся? Все мы зачаты и родились в беззакониях и бедны чистотою, правдою и святостью, - ибо неправда и нечистота зачались с нами в утробе матери, в чреслах отца и, с возрастом нашим, возросли и укоренились и сделали себя как сорную траву в поле среди пшеницы или как сухие, бесплодные смоковницы. Это достойно плача и слез. Мы родились в христианстве или присоединились к Православной Церкви, потому и должны жить в чистоте и всякой добродетели, а мы живем нерадиво, бессмысленно, суетно, как попало и не думаем стремиться ко Христову совершенству, забыв, что нам сказано Господом: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

* * *

     Царство Небесное, т.е. святость, чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему - силою берется (Мф. 11, 12), т.е. силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, - и употребляющие усилие приобретают его. Плоть противится духу, т.е. всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим, ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели.
* * *

     Тварь борется с Творцом, тварь ругается Творцу или мнится ругаться Ему, между тем сама над собой ругается на пагубу себе; но вот она будет торжественно побеждена: ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть (1 Кор. 15, 25-26). В падении дано человеку больше благодати, чем дано было до падения. Дивно превосходство благости Твоей пред злобою диавола, Господи! Да покажется превосходство Твоей благости. Господи! Слава Тебе!

* * *

     Боже мой! Как обесчестил и обесчестит враг Твое создание, которое создано по образу Твоему, и доселе бесчестит во всех нас днем и ночью бесчисленными грехами и страстями, помыслами нелепыми, нечистыми, хульными, вредными, смущающими души! Какое внимание, какая молитва, какое воздержание, какая борьба должна быть в нас с врагами мысленными! Боже, помогай нам всем, особенно верным и внимающим себе!
* * *

     Ты попал в плен диавольский по невниманию, по неблагодарности, гордости: старайся освободиться из этого плена с помощью .всесильного Ратоборца, Господа Иисуса Христа, победившего общего нашего врага и супостата; на то тебе даны все Божественные силы. Смотри на пример борьбы апостолов, святителей, мучеников и всех святых и подражай им, а они всегда помогают призывающим их с верою.

* * *

     Господь Бог у вас, братья и сестры, совсем в пренебрежении и непочтении из-за ваших пристрастий греховных, из-за нелюбви друг ко другу; вы мечтаете только о земном и нимало - о небесном, о здоровье плотском заботитесь, а о спасении душевном - нимало. Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Фил. 3, 20).
* * *

     Нет ничего достовернее той очевидной истины, что люди и общества человеческие с самого начала бытия их, с самого начала греха, находятся в состоянии падения. Это падение человечества стало постоянно, неизбежно. Вознерадели люди о первой заповеди Божией, которая должна была больше утвердить их непадаемо, уклонились от нее, не исполнили ее по гордости, легкомыслию, нерадению, и с того времени жизнь рода человеческого стала непрестанным, непрекращающимся рядом падений - падений частных лиц, целых семейств и обществ. Так-то и доселе люди непрестанно спотыкаются и падают. Сколько ни пиши законов для обществ человеческих, основных и всяких, - эти законы не в состоянии удержать людей в порядке семейном и общественном. Семейства, роды и народы волнуются, мятутся, мирно жить не могут, всякие страсти волнуют общества человеческие, нарушают мирное течение, производят беспорядки, неверность, измены в общественной жизни, все ставится вверх дном, отеческая, правительственная и верховная власть колеблются, бывают близки к падению и падают. Какова картина падений! Это картина вековая, тысячелетняя.
* * *

     Что такое история человеческого рода? История то падений, то восстаний, история шатания мыслей человеческих, жизни семейной и общественной, и история падений царств и народов или отдельных городов и учреждений. А наше время какую картину представляет? Картину падений всех обществ. Где причина такой слабости умов, сословий, учреждений, нарочито собирающихся для утверждения колеблющегося государства и, между тем, по-прежнему колеблющегося; где причина темноты, слабости и падения? В неверии, в отпадении от Бога, от Божиих премудрых повелений, в надеянии на свой разум слепой, в последовании своим страстям. И поделом - без Бога, без разума Божия, без закона Божия, без Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), общества не могут стоять твердо и учреждения их не могут иметь твердой опоры, а потому они все распадаются, ибо сказано: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
* * *

     Жизнь наша на земле - сон, мечта и постоянное и постепенное умирание, не жизнь; жизни хочу истинной, действительной, Божественной, свойственной существу, сотворенному по образу и подобию Божию. Боже мой, а что за сны, когда мы спим ночью, утром или вечером! Это грезы, мечты, да еще часто грешные! Это потеря времени для Бога, для жизни в любви Божией, во святости Божией, в нетлении, в свете Божества, в мире, в пространстве сердца?

* * *

     Что за жизнь наша на земле? Мы не живем, а бредим сознательно или бессознательно, волею и неволею. Когда же мы будем действительно жить и служить Богу, всячески нам служащему и угождающему бесчисленными благами жизни, всякой помощью, всякими исцелениями, утешениями, предупреждениями и всяким хранением, милованием, прощением грехов наших? Когда мы будем мыслить, чувствовать, говорить, предпринимать и делать богоугодно, разумно, спасительно? Все наши страсти греховные не бред ли наш, не суета ли?
* * *

     Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились в земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную: и будете наказаны собственным безумием, собственными страстями. Вы пренебрегли живою водою, светом животворным, солью земли и истяжетесь в истлении своем вечном, не увидите вовеки света Божия, но пребудете во тьме. Вы предпочли Христу Льва Толстого, высших светских писателей, умноживших свое борзописание до бесконечности, так что некогда христианину взяться за Слово Божие, которое есть источник чистоты, святости, правды, света, вечной жизни и блаженства.

* * *

     Плотскою красотою и минутною сластью враг прельщает, а от Источника духовной и вечной красоты, от Бога, враг отвращает и ни во что Его считает и в смерть поревает. Вот безумие! А ты вожделевай вечной, духовной красоты - Бога, создавшего всякую красоту; от тленной же, разрушающейся и смердящей восходи к нетленной же, вечно благоухающей и дивно облагоухавшей тела святых, живых и по смерти. Боже, в каком плену находится человечество! В плену всевозможных грехов, ослепляющих ум и сердце человека.

* * *

     Господи, ты уловил уловившего нас убийцу-диавола, убил его и нас избавил от его челюстей. Посему церковь взывает к Владычице Богородице в одной песне: лук крепкого миродержца Твоим чрево ношением. Владычице, сокрушися: Ты бо плоть Божественного воплощения светоносно подали еси удице Отчу Слову (Христу), еже праведного улова нашего врага (диавола); темже Ему вопием: слава силе Твоей, Господи (песнь 4, служ. 1 авг.). Что за бессмыслие греха, или ветхого нашего человека! Чрез что мы осквернились, растлились, омрачились, обезумели, умертвились, через что лишились Божия благословения и подверглись проклятию и вечной муке? Или снова и снова стремимся, порываемся, хотим постоянного повторения растлевающего греха какого бы то ни было? Из-за чего? Из-за минутной приятности, раздражения плотского, упоения удовольствием плотским. О проклятый грех! О проклятая страсть плотская слепая, всепагубная, смертоносная! Доколе ты будешь жить и царствовать в нас и губить нас? Святые Божий человеки всех названий, ублажаем вас, что вы бодро и постоянно воевали с плотью, презрели, попрали ее, умертвили ее и чрез то вселили Бога в свое сердце и сделались пространным селением Духа Святого. Помогите и нам умертвить ее, умерщвляющую нас всякий день.

* * *

     Дружба с плотью нашей и прелесть наслаждений плотских - причина грехов наших, причина холодности к Богу, пристрастия к миру и его мнимым преходящим исчезающим благам, причина нашей душевной лености и нерадения. Воздремашася и спаху!

* * *

     Примечай за своею многострастною плотью, какой она величайший враг тебе: чрез тысячу похотей она хочет удалить душу твою от Бога, расслабить, осквернить ее, умертвить ее, - она расслабляет чрез леность и холодность к молитве, к поклонам, к богомыслию. О домашний, вселукавый, льстивый враг! Доколе я буду с тобою? Кто избавит меня от сего тела смерти(Рим. 7, 24)?

* * *

     Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане - пища и питие, прибыль, игры, разные увеселения. Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело.
* * *

     Страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 20-23). Вот где источник зла в человеке - в сердце! Сердце чисто сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс. 50, 12). Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега (Пс. 50, 9). О благость, о всемогущество, о правда, о премудрость Божия! О простота существа Божия!
* * *

     Баня и продолжительный сон, все вместе взятое, очень не благоприятствуют духовной жизни и развивают леность и сладострастие. Избегай всячески нежить плоть и обращайся с нею сурово, ради Царствия Божия.

* * *

     От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, - и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности - невольные болезни в старости.

* * *

     В посту, особенно священнику, надо оставить раздражающие плоть сласти и не угождать ей, а огорчать ее: спать недолго, поучать народ слову Божию, покаянию нелицемерному, плодотворному, пробудить ненависть ко всякому греху, объяснить, как он противоестествен нам и противен Богу, как он (грех) вопреки природе сроднился с ней и действует в ней властно, ненасытно и гибельно.
* * *

     На мир и на все, что в мире, смотри как на тень преходящую и ни к чему не привязывайся, не имей пристрастия. Существен духовный непреходящий мир и создавший его Господь Бог: к Нему прилепись всей душой.

* * *

     Нужна борьба неотложная, непрерывная со всеми страстями, живущими и коренящимися в нас. Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань и побори все страсти, этих мысленных амаликов, живущих в тебе и уживающихся с тобою. Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 14-15)?

* * *

     Иные так привыкают к грехам и такую имеют испорченную совесть, что и грех не считают за грех, а за дело урядное и как бы дозволенное, или задело умения, ловкости и удальства обманывать и обольщать других и пользоваться их оплошностью и невежеством к своей выгоде. Надо соблюдать свою совесть здоровой, чистой, незапятнанной, чувствительной, нежной, которая тотчас же отражала бы от себя прикосновение какого бы то ни было греха, как бы смертельного яда, ибо возмездие за грех - смерть (Рим. 6, 23). Так в нынешнее лукавое время разных свобод, неправильно данных, неправильно понятых, иные и убийство не считают за грех, и прелюбодейство, и грабительство и прочие.
* * *

     По мере повторения грехов образуется привычка к ним, по мере повторения грехов воля к добру слабеет более и более, а к злу крепнет так, что становится трудным противиться греху. Надо так приучиться ко всякой добродетели, чтобы она была в человеке как бы природным свойством.

* * *

     Всякая христианская душа должна достигать такого душевного состояния, чтобы всегда чувствовать ко всякому греху совершенное отвращение, в каком бы виде он ни представлялся, а вместе и достигнуть совершенного расположения сердечного ко всякой добродетели.

* * *

     Чтобы наследовать небо и вечную жизнь и сподобиться вечного сообщества святых ангелов и святых человеков, нужно здесь, на земле, предочистить себя, возненавидеть грех и возлюбить правду, одну правду, и таким образом уподобиться Богу и святым Его, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою (2 Кор. 6, 14)? Святые всю жизнь готовились и очищали себя от всякой скверны плоти и духа, особенно надо научиться смирению, ибо начало греха - гордость. Денница пал гордостью.
* * *

     Все святые сознавали себя и чувствовали грешниками и все искренне каялись, плакали, проявляли возможное сознание грехов вольных и невольных, восходили по степеням покаяния, исправления, упражняли себя во всякой добродетели и достигли святости, уподобления и присвоения к Богу. Мы ежедневно читаем молитвы, умиляемся ими, плачем и получаем милость от Господа. Слава милосердию Его, долготерпению Его, благопослушливости Его и благоуветливости! Сколь блаженны мы, имея такого Бога, сильного в милости и благого в крепости, чтобы помогать утешать всех уповающих на Его милосердие.
* * *

     Читаешь в молитве вечерней: избави от науки злы (молитва Святому Духу). Если научился лакомиться, лишнее есть и пить, блудные помыслы, вожделения лелеять в себе, корыстолюбствовать, лениться молиться, завидовать, обижаться от всяких пустяков, роптать на трудность в жизни, на болезни, неудачи, так теперь научись все убивать в себе постом, молитвою и подвигами по силе своей и не думай, что это нужно только монаху - это необходимо каждому христианину во всяком звании и состоянии: Если сумел грешить, так сумей и оправдаться и очиститься, чтобы стать сыном света.
     Все размыслим о своем плачевном, ужасном падении и о нужде восстания, исправления. Многие не сознают этого падения и потому не считают должным и необходимым восстание и закосневают в бесчисленных страстях и худых навыках. Господи, отверзи мысленные очи наши.

* * *

     Истинный христианин гнушается всяким грехом не на словах только, но и делом гнушается, и в мыслях, и чувствах, и в воспоминании, и воображении и, гнушаясь им, любит всем сердцем Бога и добродетель. Да будет это, раб Божий, с тобою всегда.
* * *

     Каждый день, час и минуту будь строгим наблюдателем и судией всех мыслей, желаний и всех движений сердечных, слов и дел, и не допускай себе оскверняться ни единым помыслом, воображением и желанием, греховным словом и делом, ведая, что Господь есть праведный Судия, каждое мгновение судящий тебя и оценивающий всего твоего внутреннего человека. Для Бога соблюдай себя чистым непрестанно, ведь и конец твой близок.
     Внимай себе и смотри, куда зрит око твое внутреннее - к Богу, к небу, к нетленному отечеству, к святым и небесной славе, которую они получили за свои труды и борения, за свою крепкую преданность Господу и неопадающую любовь, или к земле, к земным удовольствиям, к этому плену, к этим сновидениям исчезающим.

* * *

     Если хочешь себя узнать в точности, каков ты, какие у тебя недостатки, привычки, страсти, пороки, замечай свои сны, когда спишь днем и ночью, замечай их по возможности все - и ты получишь картину, или отголосок, душевного твоего направления, дурного и хорошего, и, узнавши себя, немедленно старайся исправить свои недостатки и как серпом срезать греховные плевелы.
* * *

     Если правый глаз твой соблазняет тебя ... если правая твоя рука соблазняет тебя (Мф. 5, 29-30)... Человек сотворен правым и должен быть таковым, оставив лукавство греха; нужно отсекать страсти, а не руки и ноги, вырвать страсти, а не глаз. Из сердца исходят злые помыслы (око лукавое) (Мф. 15, 19). Все это должно быть отсечено, вырвано с корнем с помощью благодати Божией.
* * *

     Если кто не возненавидит душу свою... не может быть Моим учеником (Мф. 16, 25). Действительно, душу свою ты должен возненавидеть, ибо она полна страстей всяких, отчуждающих тебя от Бога, Живота вечного, она - орудие диавола, она враг твой непримиримый.

* * *

     Праведный Господь допускает расти и созревать в этом мире добру и злу и долготерпит ему, не хотя гибели грешников и для умножения наказания нераскаянных и злоупотребляющих Его долготерпением. Достохвально и удивительно это долготерпение Божие, плод Его любви к тварям. Благодаря этому долготерпению сколько спаслось грешников и грешниц, которые должны бы были погибнуть вовеки, если бы Господь не долготерпел нас, предвидя наше обращение и исправление. О чудное долготерпение! Прославляю чудное это свойство Божие, благодать и долготерпение! Сколько чрез тебя спаслось величайших грешников! Манассия, царь Иудейский, этот окаяннейший царь, только благодаря долготерпению Твоему помилован. Прочти молитву Манассии покаянную и поучись глубине покаяния и самоосуждения и исправься.
* * *

     Бог дал нам, грешным, недугующим бесчисленными страстями, как милостивый Врач, покаяние как духовное врачество, как жизнь. Всякая искренняя душа жаждет покаяния, как живительного питания, как пищи, укрепляющей душу и тело, как слепой - света. Дар покаяния нам исходатайствован от Отца Небесного святого, блаженного Иисусом Христом, и только Им одним, ибо Он один за нас исполнил всю правду, весь закон Божий, которого никто из людей сам собою исполнить не мог, ибо Он один взял на Себя проклятие, которым праведно проклял человечество непокорное Отец Небесный, Он один за нас претерпел все муки и за нас вкусил смерть, которую мысами себе снискали как неизбежный оброк греха(Рим. 6, 23). Если бы Господь Иисус Христос не принес Себя добровольно в жертву за нас, нам не было бы дано покаяния, а ради Его жертвы оно дано всем верующим, и все истинно смыслящие усердно пользуются им, изменяются Божественным изменением, делаются новыми людьми, с новыми мыслями, желаниями, намерениями, делами и спасаются, просветляются и Богу присвояются. Только неверующие, лукавые, упорные да ленивые погибают.

* * *

     Ответственно ли человечество за этот ужасный час девятый, в который Искупитель наш испустил дух? Ответственно, ответственна каждая душа, ибо за каждую душу пострадал и умер Господь, за каждую заплачена эта бесконечно дорогая цена. Мы должны жить не для себя, но для Умершего за нас и Воскресшего. Вот наша ответственность, вот наша обязанность относительно умершего за нас на кресте Богочеловека, а поелику и за тебя умер Христос, то и ты должен искренно всегда каяться, ибо за твои также грехи страдал Агнец Божий.

* * *

     Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... вся исполняли ... (Молитва Святому Духу). Все, т.е. наполняющий небо и землю. А твое сердце наполняет ли Он, Дух Святой? Спроси себя искренно, и если нет, то почему, по какому пристрастию твоему, из-за какого греха? И постарайся покаянием нелицемерным привлечь в сердце Духа Святого.
* * *

     Человек христианин! Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный промысл явил о спасении твоем Господь, предопределив спасти тебя прежде, чем веки сотворены, предъявив свое пришествие на землю чрез пророков и разных праведных Ветхого Завета, как Он пришел на землю и исполнил все Свое смотрение о тебе, основав церковь с пасторством и таинствами, дав ей спасительное слово благодати на благодать, все спасительные средства к жизни и благочестию! Вспомни страдания за тебя Господа Иисуса Христа, искушительную смерть крестную, воскресение и вознесение на небо и обещание вторично прийти на землю со славою для суда над живыми и мертвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие приобретают его (Мф. 11, 12)? Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие и прочие страсти и скорее примись за дело спасения своего. Читай Слово Божие, читай, как подвизались святые, подобострастные человеки.
* * *

     О обновляющая сила покаяния, по милости Божией! Сколь великое милосердие и долготерпение Божие к нам грешным! Каждый день (ревнуя о покаянии) мы обновляемся благодатью покаяния. Господь в покаянии дарует душе пакибытие. Меня умиляет безмерное благоутробие Божие к роду человеческому. Какую безмерно великую цену Он дал Отцу Небесному за избавление человека от ада и вечной муки и за дарование святости, в выкуп за нас Богу: дал Самого Себя, пострадал и умер за нас! О драхма погибшая, по образу Божию созданная душа! Невеста Божия! Чадо Божие! Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5). А потому мы должны спострадать Ему и сраспяться, чтобы ожить с Ним.

* * *

     Сколь свята, блага, премудра, вечна, всеблаженна воля Божия относительно нас, человеков, и как мы должны непрестанно, всеми силами стараться исполнять ее для собственного вечного и временного благополучия. А наша воля сколь греховна, близорука, слепа, ошибочна, эгоистична, гибельна, имеющая в виду только свою личную пользу и прибыль. Не забывай, что ты с юности растленный душой и телом, и глубоко смиряйся и кайся пред Богом и благодари, что Он дал тебе время на покаяние и исправление. О, сколько милосердия излиял на тебя Господь во все дни жизни твоей на земле! Нет числа! Плачь и благодари.
* * *

     Сколько страстей различных, холодности и нерадения о душе и ее вечной участи за гробом, уныния, роптания, непослушания, своенравия гнездится во глубине наших сердец, - и сколь мы нечисты пред Богом, недостойны Его почти всякую минуту, а достойны Его разве только тогда, когда искренне сознаем свои грехи и плачем о них, прося прощения и изъявляя твердое желание впредь не повторять грехов, не оскверняться ими, не раболепствовать им, а твердо хранить и исполнять святую, праведную и премудрую волю Божию.

* * *

     Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам (Иак. 4, 8). Чрез грех люди удалились от Бога, живота Его и присвоились диаволу, виновнику греха и всякого зла и смерти. Но силою Распятого доселе совершаются знамения и чудеса спасения человека, за его искреннее покаяние, чрез которое он делается близким Богу или Богочеловеку - в одном Лице, неслитно, нераздельно.

* * *

     Алчущих исполнил благ (Лк. 1, 53). Чем глубже покаяние, смирение, сознание и чувство своих грехов, тем обильнее подается благодать прощения, тем более благ изливается в душу человека от всещедрого Владыки. Манассия был самый беззаконный из царей, но показал потом и покаяние, великое и глубокое, и сподобился от Господа великого прощения и милости. Вникните в покаянную молитву Манассии, царя Иудейского, как он в ней смирился, покаялся; как возвеличил милосердие и долготерпение Божие! Молитва его - образец покаяния.

* * *

     Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия, установив тайную вечерю - причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обожение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (Мф. 7, 6). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных.

* * *

     Копать не могу, просить стыжусь (Лк. 16,3). В том-то и беда и важная потеря, что просить не можешь, а просить надо. Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7); ведь ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг (Апок. 3, 17); копать не могу, а копать надобно; покопал бы в глубине души своей и выкопал бы настоящий клад - бессмертную душу, погребенную страстями, ту душу, которая сотворена по образу и подобию Божию и которая совсем у тебя подавлена житейскими похотями и сластями.
* * *

     Велики грехи, коими искусились, в кои впали святые мужи, ибо и праведник седмижды на день падает (Притч. 24, 16); но мы им обязаны великими образцами покаяния, милости Божией, как-то: Давиду, Манассии и многим святым Нового Завета - апостолам Петру и Павлу, блуднице, блудному, разбойнику благоразумному, Марии Египетской и многим-многим; если бы не согрешили они тяжко пред Богом, не подарили бы они церкви таких чудных, пламенных, искренних образцов покаяния. Прочтите с сердечным вниманием псалмы царя Давида, особенно псалом 50-й, и молитву Манассии, царя Иудейского, нечестивейшего из царей, повелевшего перетереть деревянной пилой величайшего из пророков, Исаию, и помилованного, - и вы увидите, сколь велика была в них сила покаяния, которую Сам Бог принял в воню благоухания в образец нам, грешным.
     Люблю я великого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна за его кроткую, но грозную и решительную проповедь фарисеям и саддукеям: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому (мякину) сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12). Слушайте или читайте чаще эти грозные слова и покайтесь, современные фарисеи и саддукеи и все интеллигенты и невежды в Законе Божием. Ждите стращного исполнения последних, а все подвизающиеся - блаженного обетования Господня. Аминь.
Категория: Иоанн Кронштадтский. Избранное | Добавил: Гром
Просмотров: 354 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Древо, энциклопедия

Церковный вестник

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Библиотека "Благовещение"



Корзина


Поиск

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz