Одно Безначальное Существо в Трех Лицах - Отце, Сыне и Духе, все
создавшее премудро, благостно, прекрасно, целесообразно, обладает жизнию
и премудростию бесконечною, все творящею и животворящею. И как премудро
создало Оно все твари с благими целями, которые должны быть
осуществлены ими! Например, яблоня, виноградник, лимонное или
апельсинное и другие деревья должны приносить плоды по виду и по роду
своему, паук ткет сеть, морские и речные раковины или черепахи премудро
снабжены броней для защиты от других морских животных. Так и
человеческий род создан с благою, прекрасною, премудрою целью -
исполнять разумно, усердно и точно заповеди Творца и чрез исполнение их
достигать Его и своей цели и блаженствовать и славить Творца во веки
бесконечные. Но человек, созданный с разумом и свободною волею, по
обольщению от искусителя не захотел исполнять волю Творца своего
всеблагого, премудрого Источника жизни, уклонился и уклоняется в
лукавство, самолюбие, противление и злобу, отпадает от своего и общего
Начала и унаследует себе всякий грех и погибель. Только один
Богочеловек, исполнивший совершенно человеческим естеством всю волю
Божию, которую должно было исполнить человечество и не могло исполнить
без Бога, мог искупить его от греха и всех его последствий и даровать
ему снова благословение Божие со всеми благими последствиями его -
миром, правдою, святостию и вечною жизнию, которые и наследовали и
наследуют все послушные Евангелию Сына Божия, взявшего на Себя грехи
мира. За все сие слава Тебе, Боже, в Троице поклоняемый и славимый.
Аминь.
* * *
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф.
13, 33) тесто. Во всех нас есть закваска греховная, унаследованная от
первых прародителей и проникшая глубоко во все существо наше: в душу и
тело, в ум, в глубину сердечную, во всю деятельность нашу, во все
произвольные стремления наши. Как говорит Писание, помысл належит человеку всякому на злая от юности (ср.:
Быт. 8, 21). Чтобы эту закваску греховную извергнуть и вместо нее
положить новую закваску добра, для этого надобно переродиться человеку
или возродить человека водою и Духом Святым; для этого нужно было Самому
Богу сделаться человеком и привить, так сказать, к Своей чистой природе
(от греха) человеческую природу и насадить в ней, развить и укоренить
всякую добродетель христианскую; нужно было дать человечеству
Приобщаться самого пречистого Тела и самой пречистой Крови Богочеловека и
соделаться одним духом и телом с Богом. Для этого-то Господь и дал
власть Церкви земной совершать Таинство Причащения пречистого Тела и
Крови Христовой и чрез это сообщать нашей природе Свою Божественную
закваску, чтобы вскисло все проникнутое и оскверненное закваскою греха. Царство Небесное подобно закваске, которую женщина (Церковь), взяв, положила в три меры муки (троечастие души - ум, сердце и воля), доколе не вскисло все (стало свято).
* * *
Так глубоко, сильно, пагубно растлел и осквернился род человеческий
чрез всеродный грех, что для очищения и обновления его потребовалось
чрезвычайное, возможное только в благостных, праведных и премудрых
судьбах Божиих средство ко спасению - посольство на землю Самого Творца
твари, Сына Божия Единородного, Его воплощение и вочеловечение и житие
на земле в неразлучном сочетании двух естеств: Божеского и
человеческого,- самоличное учение людей, Крещение Его, безгрешного, во
Иордане для очищения и освящения оскверненного злыми духами и страстями
человеческими самого естества вод и для дарования людям таинственной
бани пакибытия, самоличное обличение человеческих пороков (книжников,
фарисеев, саддукеев, Ирода и прочих), совершение бесчисленных чудес,
являющих Его Божественную и всесильную власть над всею тварью. Нужно
было исполнение естеством человеческим всякой правды и чрез то
удовлетворение вечной и совершенной правде Отца Небесного; нужны были
Его страдания неповинные за безмерно повинный род человеческий; нужно
было установление Божественной вечери: Причащение пречистых и
животворящих Таин Тела и Крови Его, коими отъемлются нечистота и
растление нашего естества и вводится святыня Божества в наше естество;
нужны были всеискупительная смерть Его за нас и победа над смертию,
пленниками которой было все человечество; нужны были Воскресение Его
победоносное из мертвых и дар воскресения всему растлевшему и
поглощенному смертию человеческому роду и, наконец, нужно было
Вознесение на Небо с нашею душою и плотию и восприятие по человечеству
власти от Отца над всем миром, над небом и землею, как Он Сам сказал: ...дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18).
Вот какое чрезвычайное средство потребовалось милосердием и правдою
Божией для восстановления падшего человеческого рода! Остается нам
благодарить Бога за такую милость и с верою и благоговейно пользоваться
Евангелием и всеми благодатными средствами ко спасению нашему,
врученными Богом Церкви Его. И что же? Находятся люди, коим нет числа,
отвергающие эти чудные, благостные, премудрые, всеспасительные средства
ко спасению и других увлекающие к неприятию их и отвержению за это от
лица Божия. Какой же будет конец этим людям? Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр. 10, 31)! Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19).
* * *
К какому невообразимо высокому званию призван род человеческий,
во-первых, чрез сотворение по образу и подобию Божию, а во-вторых, чрез
воссоздание и искупление от падения Сыном Божиим, чрез баню пакибытия,
или Крещение, запечатление Святым Духом, и чрез Покаяние и Причащение
Божественных Таин - Тела и Крови Господней? И человечество в большинстве
не ценит этого величайшего дара Божия, а многие неверием оскорбляют это
снисхождение Божие и этот дар Божий! О, Боже мой! Как мы лукавы и
неверны Тебе, как мы пристрастны к земле, к тлену, к своей плоти, к
миру, во зле лежащему!
* * *
Почему дни Страстной седмицы называются великими днями? Великими
называются потому, что в эти дни совершались величайшие события -
страдания и смерть Богочеловека за род человеческий. Эти события столь
велики и многозначащи, что если бы они не совершились, то мир и
человеческий род погибли бы, как Содом и Гоморра или как первый мир,
истребленный потопом. Мир стоит потому, что есть Святое Семя. Семя
Святое - стояние мира. Мир стоит потому, что есть в мире избранные и
святые, молящиеся за мир. Мир стоит потому, что на Небе не восполнилось
число избранных.
* * *
Да, велики эти дни. В эти дни совершилось примирение Неба с землею,
снято проклятие с людей и дано верующим благословение, побеждена
смерть, даровано воскресение и бессмертие, или пакибытие, дана благодать
Крещения, Покаяния, прощения грехов, дана благодать на благодать. В эти
великие дни совершились правдою и милосердием Божиим такие события,
которым ужаснулось Небо и от коих земля трепетала, как древесный лист,
скалы горные треснули, солнце померкло и тела мертвых воскресли и вышли
из гробов, явившись многим жителям в Иерусалиме. Вот почему дни
Страстной недели названы великими и вот какие чрезвычайные,
благодетельные события произошли в течение их! О, если бы, как скалы,
треснули окаменелые сердца неверующих интеллигентов, толстовцев,
пашковцев, штундистов и раскольников! Итак, мир стихийный и человеческий
доселе стоит и совершает свое благодетельное течение благодаря тому,
что в Церкви Христовой водружен твердо крест и чтится верою и любовию
распятый на нем Богочеловек, Который, предав Себя на страдания и смерть
за нас, даровал для обновления растленному человеческому естеству Свое
Божественное Тело и животворящую Кровь, поэтому доселе чередуются
времена года: весна, лето, осень, зима - и не перестают смены дней и
ночей, не перестают рождаться люди и всякие животные и земля произращать
всякие плоды в пищу и наслаждение человека.
О неизреченное милосердие Божие! О долготерпение! О премудрость и
правда Божия бесконечная! Господь даровал нам так бесконечно много, а мы
что принесли или приносим Ему в благодарность? Свое окаянное,
бесчувственное, безумное, многострастное, злое житие!
* * *
Господь всего Себя истощил для спасения человеческого рода, Себе умалил, зрак раба приим... и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя
(Флп. 2, 7-8), чтобы искупить Своими неповинными страданиями от вечной
муки человеческий род. Сколько здесь безмерной благости и правды Божией!
Ангельские, высокие, светлейшие, всеобъемлющие умы не могут надивиться
такому снисхождению Божию, милости, правде и святыне Божества, Которое
не может допустить совселения с Собою даже мгновенной нечистоты греха и
всю силу благодати употребляет на то, чтобы совершенно изгнать его из
человеческой природы, из человеческой души, сотворенной по образу и
подобию Божию.
* * *
Какое смирение, какое снисхождение безначального Царя Славы,
Господа Иисуса Христа, пред Которым благоговеют Небесные Силы, от взора
Которого трепещут Небо и земля. Какое точное исполнение закона за нас,
живущих во всяком беззаконии, ибо Он всеми Своими деяниями и словами
научает нас точному исполнению заповедей Божиих. Как Он приблизился к
нам, недостойным, Праведный - к неправедным, Безгрешный - к лукавым и
злым, Пречистый - к оскверненным всякими нечистотами грехов, Благий и
Кроткий - к мятежным, непокорным, Бесстрастный - к многострастным! Для
чего? Для того, чтобы примирить с Отцом нас, отторгнутых от Него
дыханием змия бездны, соединить с Ним грешных и дать прощение грехов,
умерщвленных оживить, гордых научить смирению, непокорных - повиновению,
потому что и Сам послушлив быв Отцу Небесному ради нас до смерти, смерти же крестныя.
* * *
Все страдания и безмерные скорби Господа за нас увенчались славным
Воскресением Его из мертвых. Смерть убежала от Христа, жизнь воцарилась и
царствует во веки веков. Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец…
Первый и Последний... бых мертв, и се, жив есмь во веки веков, аминь; и
имам ключи ада и смерти (Откр. 1, 8, 17, 18). Где книжники, фарисеи,
первосвященники, распявшие Христа? Исчезли, нет их со всеми их кознями и
злобою, лицемерием, гордостью, завистью, а Истина - Христос - царствует
вовеки. Так правда торжествует и будет торжествовать вовеки.
* * *
Человечество чрез Воскресение Христово призвано к новой, нетленной,
небесной жизни, Христос разрушил клятву и дал благословение, разрушив
смерть, отверз рай, примирил нас с Богом Отцом, облагоухал человеческий
род миром Божества Своего и дал все потребные силы к животу и
благочестию. И разумные, смысленные люди ценят этот дар и стараются
соответствовать ему и жить новою жизнию, небесною. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите... горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 1-2).
* * *
Для чего вознесся Господь Иисус Христос на Небо, а не остался на
земле? Во-первых, для того, чтобы ниспослать на землю верным Своим
другого Утешителя, Ему равночестного и равнолюбвеобильного, премудрого,
всемогущего Святаго Духа, от Отца исходящего (а не и от Сына), чтобы Он
пребывал вовек в Церкви Христовой, наставлял верующих на всякую правду и
истину, отражал всякую ложь и неправду в вере и жизни, утверждал в вере
и страданиях за веру и творил знамения и чудеса в подтверждение
истинной веры во Христа и ее спасительности для всех. Во-вторых, для
того вознесся Христос на Небо, а не остался на земле, чтобы наполнить
Собою все небо, и землю и преисподнюю, чтобы с высоты взирать на всех
христиан, Своих чад и последователей, чтобы видеть всю жизнь их
сокровенную и явную, их труды и подвиги, поощрять, укреплять, ободрять и
утешать их и таким образом распространять и утверждать на земле веру
Свою и Царствие Божие. Как вожди земных воинств во время брани восходят
на возвышенное место и оттуда зорко смотрят за расположением и
действиями войск неприятельских и своих и делают нужные распоряжения,
так и Господь, Вождь и Царь наш, чтобы видеть с высоты небесной подвиги
всех подвизающихся за веру Его на земле, восшел на Небеса, чтобы видеть
тайные и явные подвиги за веру всех верующих в Него, помогать им
непрестанно, укреплять и побеждать с ними и венчать их венцами
победными.
* * *
Что за странный и дивный образ и способ промышления Божия о
спасении рода человеческого? Безначальный, всемогущий, бесконечно мудрый
и праведный, Который мог бы в одно мгновение предать вечной муке
гордого, и лукавнейшего, и злейшего отступника - сатану и избавить от
его пагубных искушений род человеческий, им прельщенный и прельщаемый
непрестанно, доселе попускает ему и дает свободу искушать и прельщать
людей, и губить неразумных, страстных к плоти и миру людей, и
производить в мире бесчисленные бедствия, и иногда приводить самую
природу в смятение чрез бури, пожары, вулканические и пагубные
извержения. И что всего удивительнее, Сам Этот безначальный, всемогущий
Творец благоволил крайне уничижить Себя для спасения погибающего
человека, принять вид раба и быть человеком, не переставая быть Богом,
пострадать и умереть самою поносною, мучительною смертию, чтобы
страданиями Своими искупить нас от проклятия и вечных мук; благоволил
просветить омраченный грехом род человеческий Своим зиждительным словом и
беседою с людьми и бесчисленными чудесами; благоволил нам дать баню
паки-бытия, или Крещение, дар Покаяния и Причащения пречистого Тела и
Крови Своей, основал на земле Церковь, как небесное училище и врачебницу
немощного человечества, где все желающие могут и научиться, и
врачеваться, и обновляться, и укрепляться, и обоготворяться. И что
весьма удивительно, избрал просветителями и врачами человечества людей
не сильных, не мудрых и не знатных, а простых, незнатных, неученых,
простых рыбарей, умудренных больше всех мудрецов мира, ибо простые и
неученые победили благодатию Божиею знатных, философов, царей и царства.
А как Он, Творец, воздействовал благодатию Святаго Духа во всех
святых, начиная с апостолов! Это были ангелы земные, трубы Духа Святаго,
вещавшие слова жизни и спасения, просвещения и обновления. Какой дивный
способ спасения рода человеческого! Господь немощное укрепляет,
омраченное просвещает, растленное обновляет, смердящее творит
благоухающим, осатаненное обожает; впрочем, дает повод и возможность и
самому человеку достигать своими усилиями, при помощи благодати,
Царствие Божие. Царствие Божие усилием приобретается,- говорит Господь,- и усильные искатели приобретают его (ср.:
Мф. 11, 12). Человеку даны силы и способности, дана благодать, чтобы он
сам трудился над очищением и обновлением себя, молился, плакал, творил
милостыню и таким образом заслуживал милость Божию и очищение грехов и
спасение.
* * *
Дивна борьба между Творцом всемогущим и праведным, любящим Свое
создание, и между тварью ничтожною, ограниченною, грешною, одаренною
разумом и непокорною своему Творцу. Пример: царь безумный Навуходоносор в
ярости ввергает в разжженную семикратно печь трех благочестивых юношей -
Ананию, Азарию и Мисаила - за непоклонение их истукану при звуке
симфоний и всяких музыкальных орудий и общем бессмысленном и безбожном
поклонении народов идолу золотому. Но безумной ярости царя и силе огня
Божественное желание сопротивляется - и вопреки законам природы огонь не
сожигает и не обращает в пепел благочестивых почитателей истинного
Бога, а орошает и прохлаждает, и, грому музыкальных орудий противовещая,
раздается среди страшного пламени хвалебная песнь единому Творцу и
Богу, в которой все твари призываются на единогласное славословие Ему.
Царь вразумился при таком ужасном явном чуде и познал истинного Бога и
указом всему царству своему повелел чтить Его всем, хотя сам не перестал
быть идолопоклонником. Современные богоборцы, толстовцы и прочие! Вы
богохульствуете и не верите в Творца и Промыслителя, но если вы не
хотите верить в Его бытие, благость, правду, премудрость и силу, то
скоро узнаете на деле Его правосудие и страшный, нестерпимый гнев Его. Возгорится вскоре ярость Его (Пс. 2, 12),- говорит псалмопевец.
* * *
С начала творения земного шара, предназначенного для рода
человеческого, и начиная с первых людей, Адама и Евы, началась на земле
великая борьба со злом, человека - с сатаною, или человеческого рода - с
царством злых духов. В этой борьбе слабой стороны с сильной,
прельщенной и прельщающей, принимает справедливое и человеколюбивое
участие Сам Бог, Творец духов и всякой плоти (человеческого рода). Эта
великая борьба продолжается уже восьмую тысячу лет и должна кончиться
победой слабой стороны над сильной, подобает бо Сыну Божию царствовати дотоле, доколе Он положит вся враги под ногама Своима; последний же враг, смерть, будет упразднен (ср.:
1 Кор. 15, 25-26), и уже положено тому славное начало - сошествие
Жизнодавца в ад, разрушение его и изведение из него всех узников с
воскресением их из мертвых.
Для борьбы своей с Богом и людьми падшие злые духи употребляют
самих же людей, хотя и сами непосредственно пакостят много в людях
неверующих, неосторожных, пристрастных к земным вещам, и причиняют
множество зла в мире. Иногда люди, как колосья на огромной ниве,
пожинаются жестокою и долгою войной, иногда моровым поветрием, или
потопом, или ураганом и землетрясением, или огненною стихией,
бесчисленными видами болезней, скорбей, мучений и прочим. Казалось бы,
по-человечески для чего бороться Творцу с тварью ничтожною, с диаволом и
человеком нечестивым, вроде фараонов, навуходоносоров, иродов, пилатов,
книжников, фарисеев и первосвященников, или вводить человеков в борьбу
со злыми духами или нечестивыми человеками? Но это близорукое
человеческое суждение крайне ошибочно.
Сколько в этой борьбе проявилось и доселе проявляется Божественной
благости, премудрости, силы, долготерпения, великолепия дел Божиих! Эта
борьба ведет к полному торжеству правды и святости всего Божественного
домостроительства, к вразумлению людей заблудших, к возвращению человеку
потерянной святости, к утверждению воли его в добре, от которого он
отпал и которое он возненавидел, к шествию по пути правому Божиих
заповедей, к общению с Богом и вечному блаженству. В этой великой борьбе
человека со злом и злыми духами помогает Сам Бог, и скольких людей Он
явил славными победителями в этой борьбе и брани духовной! Вспомним
ветхозаветных и новозаветных праведников и всех святых, победивших с
Божией помощию исконного врага - борца- диавола и его воинство. Какую
славную победу они одержали над врагами! Каких светлых венцов
сподобились в вечном Царстве Славы! А сколько долготерпения явил Господь
к нечестивцам и к самим демонам, пакость творящим различную в роде
человеческом! Как долготерпел Господь ко всем нечестивым царям,
мучителям Его, иконоборцам, еретикам! Сколько кротости и долготерпения
Божия проявилось к этим нечестивцам! И все после борьбы и победы
воссияли, как солнце, а борющие посрамились и наследовали участь,
достойную своего лукавства, своей гордости и злобы.
Итак, борись, христианин, в этой общей великой борьбе, с помощью
Божией, и побеждай всякий грех и виновников его, и ты воссияешь как
солнце в Царстве Отца Небесного! Цель борьбы - растленное грехами
человечество обновить, оскверненное очистить, неправедное и грешное
привести к покаянию, немощное обновить и укрепить, омраченное расточить,
больное исцелить, погибшее оживотворить, осатаненное обожить, сделать
богоподобным. Какие великие, достойные Бога дела, Его благости,
премудрости, силы и долготерпения! О земнородные человеки, познайте дела
Божии в мире и в Церкви Божией! Церковь есть носительница и
провозвестница правды и святыни, снисхождения и долготерпения Божия. Вне
Церкви - тьма, заблуждения бесчисленные, пагуба и мука здесь и в
вечности. Аминь.
|