Воскресенье, 28.04.2024, 08:03





Сайт храма св.прав. Иоанна Кронштадтского
г.Кировское, Донецкой обл.
Приветствую Вас Гость
<>Главная | Регистрация | Вход | < Каталог файлов
Главная » Файлы » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

О Причащении Святых Небесных Страшных Христовых Таин (3)
27.09.2012, 16:56

Надлежит наблюдать и за чистотой тела, одежды, рук и ногтей. Важной стороной внешнего приготовления является устроение внешнего порядка жизни, насколько это возможно, так, чтобы избегать всего мешающего и запивающего нас к спасительному Причащению, например, излишней суеты в делах, земных развлечений, всяких случаев, ведущих к нарушению мира с ближними. Очень важно, продумав глубже, суметь при исполнении необходимых земных обязанностей найти время для молитвы, чтения духовного, самоиспытания. Протопресвитер Янышев пишет, что для христианина требуются внешние установления: времени домашней молитвы, чтения Слова Божия; принятия пищи; бодрствования и сна; труда, занятий; общественных обязанностей, Богослужения, говения; семейной жизни; физического труда, укрепления здоровья. Преуспеяние идет постепенно: со смирением переносятся трудности, искушения, соблюдая во всем меру. Укрепившись, христианин без планов делает то, что каждый день посылается от Бога, сочетая внешнее с внутренним". При необходимости внешнего, важнейшей стороной является внутреннее приготовление. Готовясь принять Господа, нужно приготовить для Него чистое место, чистое сердце, чистую совесть. Для этого прежде всего нужна исповедь пред духовным отцом. Известие учи- тельное говорит: "Да исповедят пред иереем вся грехи своя". Исповеди предшествует самоиспытание. Внутреннее приготовление составляет надлежащее устроение и расположение всех способностей и сил души и духа человека сообразно величию и цели Таинства: устранение всего того, что мешает, всякой нечистоты, извращения греховного, возбуждение и подлежащее расположение всех способностей ума, сердца, воли, веры, надежды, любви, страха, благоговения. Каждая область души и духа живет своей жизнью, по своим законам, но при всем ее многообразии, это жизнь одной личности — она едина и целостна. Как эта личность во всех своих проявлениях жизни была обращена ко греху, так должно ей во всем своем многообразии и единстве обратиться ко Господу, исполниться новым содержанием, начать жить новой жизнью во Христе. Приготовление и есть обращение всей души, всего духа к новой жизни. В полном единении, гармонии всех сторон и сил, действием свободной воли человека и Божественной Благодати совершается этот процесс. "Да искушает же человек себе" (1 Кор. 11:28). Чем глубже самоиспытание, тем большее очищение дает исповедь. Исповедь соединяется с чувствами сокрушения, скорби о своих грехах, с решимостью к исправлению. Св. Иоанн Златоуст говорит: "Мы приступаем к чистой Жертве, сделаем же душу свою святою, а сделать это можно и в один день. Главное благо в том, чтобы приступить к ним [Таинствам] с чистой совестью... Не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями... Повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей...16 А мы, если захотим, не будем наказаны ни здесь, ни там... если бы захотели сознать свои грехи, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там. Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога — и сознанием грехов своих, и готовностью не делать их на будущее время..." Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие — дважды, а иные — несколько раз... Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают, а не такие — ни однажды... Приступая к Причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему... Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а может быть даже не сорок, и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человек! Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но желая более, чтобы вы непрестанно приступали к Св. Тайнам. Для того и священник возглашает тогда, призывая святых, и этим возгласом как бы испытывает всех, чтобы никто не приступал неприготовленным". Преп. Иоанн Дамаскин: "Будем приступать со всяким страхом, чистой совестью и несомненной верой. Почтим Таинство всякой чистотой, душевной и телесной, ибо Оно двояко". Преп. Симеон Новый Богослов: "Лучше для него, воздержавшись некоторое время от Причащения Пречистых Тайн, покаяться, поплакать пред Богом, потрудиться по силе своей над изменением произволения своего, пресечь злой навык свой греховный и тогда уже причаститься без опасности для души своей, и ижденется из него сатана". Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием. Должно исправлять уклонения, даже самыя тонкия, от пути заповедей Христовых возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением Слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным Причащением Св. Тайн... Достойное Причащение возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ея, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению Св. Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая Словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя — имя христианина, лишает его основательного Богопознания и самопознания, лишает должного понятия о Св. Тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием Их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии". "Освободим от дебелости, от греховных похотений, стремлений, увлечений наше тело. Очистим душу как от всех страстей, которые исключительно принадлежат ей: от гнева, сребролюбия, тщеславия и других подобных, так и от тех, которыми заражает ее тело, каковые — чревонеистовство и сладострастие. Очистим дух от свойственной ему скверны: от мыслей ложных, богохульных, от ощущений неправильных, из чего составляется самообольщение, ослепление, умерщвление вечной смертью. Израбатывается освобождение наше святою Истиною (Ин. 8:32). Израбатывается освобождение наше и очищение воздержанием от излишества в пище и питии, бдением, молитвенным состоянием и коленопреклонениями, обузданием неосторожных и любопытных взора, осязания, слуха и прочих телесных чувств, которыми грех входит в душу, оскверняет и тело и душу. Израбатывается освобождение и очищение наше Словом Божиим. Напитаем себя чтением Слова Божия, оживим в себе, соделаем действующим Слово Божие деятельностью по воле и завещанию Господа, возвещаемым нам Словом Божиим. Часто да возобновляются в памяти нашей благочестивым размышлением и созерцанием страдания Спасителя нашего, Его смерть на Кресте, которою мы искуплены от вечной смерти. Его земная жизнь — это постоянное выражение смирения и любви, жизнь, проведенная среди лишений, преисполненная скорбями. Положим твердое намерение провести благоразумно и Богоугодно наше краткое земное странствование. Поведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении на суд Божий. Для этого необходимы тщательная бдительность над собою, тщательное настроение себя по учению Евангелия, тщательное исправление упущений и уклонений покаянием". Свт. Феофан Затворник в ясных и простых мыслях и выражениях излагает путь покаяния, очищающий нас: "Нужно нам войти в себя, для чего сколь возможно отложить житейские дела, заботы, блуждания мыслей. К этому приспособить свои занятия, главным образом молитву домашнюю и церковную. Блуждание мыслей происходит от недостатка чувств, нужно усилить внимание, поклоны, чтение, размышления. Рассмотрим себя: дела, расположения, общий дух жизни. За все неисправности осудим себя, приложим страх осуждения от Господа, сокрушимся. Положим твердое намерение исправиться. Необходимо просить помощи от Господа. На исповеди откроем все. Вот путь очищения, приготовляющий ко св. Причащению". В другом месте он описывает приготовление просто и образно: "Тогда Он [Христос] внешне был среди людей... Ныне же Он входит внутрь, в сердца их... чрез Св. Таинства и там царствует Царем желанным и спасительным. Приготовьтесь встретить Его. Войдите в себя и все там упорядочьте: всякую нашедшую пыль пустых и праздных помышлений сметите воздыханиями и охраняйтесь Богомыслием. Всякую нечистоту грешных чувств и расположений смойте слезами и хранитесь святым трезвением. Все испорченное и изломанное падениями исправьте и восстановите искренним покаянием, и оградитесь святой ревностью к исполнению заповедей. Света побольше впустите чрез окна искренней и непоколебимой веры в созерцании тайн домостроительства нашего спасения. Облагоухайте храмину сердца ароматом молитв и теплым к Богу устремлением чувств. Паче же заготовьте дорогое и любезное Ему покоище в нелицемерной, полно и всецело Ему преданной любви. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Попекитесь дары приготовить Господу, свободу и сознание покорствовать единой Его воле, по правую сторону — готовность Господу посвятить все силы души: разум, волю, сердце; по левую сторону — готовность посвятить Господу все силы тела, обещая воздержание, умеренность, неленостность, степенность. Если душа будет упорна, поставь ее в тесноту; не хочешь погибнуть — иди причастись. Не причастишься — жизни не будешь иметь. Причастишься недостойно — на осуждение. Господь довольствуется единым благим намерением". Св. Иоанн Кронштадтский предупреждает: "Чтобы достойно причаститься Животворящих Тайн, нужно молитвою и сокрушением сердца очистить оное от всякой, даже малейшей, скверны греха и живою верою как можно глубже ввести в сердце Христа (вселитися Христу верою в сердце ваше). Но если в сердце останется нечистота вольного греха, тогда и Христос не сможет обитать в сердце". Очищение совести чрез покаяние, являющееся главнейшим средством в приготовлении, необходимо дополнить и углубить по возможности очищением и охранением других областей духа и души. В области жизни ума большим препятствием в приготовлении является рассеяние помыслов. Помысел является одним из начальных моментов жизни человека. Всякий грех начинается с помысла. Блуждание, рассеяние помыслов расстраивает всю внутреннюю жизнь человека. В Известии учительном предлагается побеждать его теплой молитвой и размышлением о страданиях Христовых. В области сердца запинают нас часто смущение и тоска, как плод наших грехов, страстей, или действия диавола. Против них вооружимся надеждой на помогающую нам Благодать Божию. В области воли нападает на нас разленение, уныние, от этого теряется молитва, опускаются руки. Эти приражения будем отражать трезвением, бдением, малоспанием. Очень пагубными для нас являются приражения тщеславия, гордости, самопревозношения, унижения других, памятозлобия, гнева и пр. От них — оставление благодати, охлаждение сердца. Вспомним свои грехи, укорим себя. При всех усилиях христианина очистить свою совесть, свое сердце невозможно проникнуть в глубину своего существа, где и скрывается грех, который человек сам по себе ни увидеть, ни очистить не может (остаются грехи незамеченные, забытые). Поэтому неизбежным и необходимым является чувство своего недостоинства пред лицом великой и страшной Жертвы. Без этого чувства невозможно принять во спасение Св. Тайны. В последовании ко св. Причащению свв. отцами это чувство глубоко выражено. При внимательном чтении этого правила эти чувства возбуждаются в сердце причастника. "Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, Причащения, Егоже мя сподоби" (1 песнь. 2 тропарь). "Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ... на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго..." (1 молитва св. Василия Великого). "Занеже весь пуст и палея есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити... сице воприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити... и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя..." (2 молитва св. Иоанна Златоуста). Особенно сильно это чувство выражено в 4 молитве Симеона Метафраста: "Яко на страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля... преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния... уже бо и делы содеях: блуд, прелюбодейство, гордость, кичение, укорение, хулу, празднословие... всякое мое чувство и всякий уд оскверних, рас-тлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе..." (4 молитва). "Аз бо есмь пучина греха, и несмь достоин, ниже доволен воззрети, и видети на высоту небесную, от множества грехов моих, ихже несть числа: всякое бо злодеяние, и коварство, и ухищрение сатанино... и иные тмочисленныя страсти не оскудеша от мене... Яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды..." (4 молитва). Преп.. Иоанн Кассиан раскрывает мысль о необходимости этого чувства. В собеседовании 22, гл. 7 он пишет: "Никто не должен считать себя достойным Причащения. А сердце свое мы должны охранять смирением и постоянно держаться того убеждения, что мы никак не можем сами собою достигнуть совершенной чистоты, хотя бы мы при помощи Благодати Божией и сделали все вышесказанное, однако ж должны считать себя недостойными Причащения Св. Тела Христова. Во-первых, потому, что величие этой небесной манны таково, что всякий, обложенный этою бренною плотию, принимает эту Св. Пищу не по своей заслуге, а по незаслуженной милости Господней. Во-вторых, потому, что никто в брани р этим миром не может быть так осмотрителен, чтобы не уязвляли его хоть редкие или легкие стрелы грехов, ибо невозможно, чтобы человек не согрешил или по неведению, или по нерадению, или по легкомыслию, или увлечению, или по рассеянности помыслов, или по нужде какой-либо, или по забвению. Хотя бы кто взошел на самый верх добродетелей, однако ж он должен знать, что не может быть без греха... Ибо многое скрывается от моей совести, что хоть для меня неведомо, неизвестно, но Богу известно и открыто". Дальше он раскрывает разницу между святыми и безгрешными: "Многие могут быть святыми, но нет никого без греха, кроме Христа".— Ответ Феона: "Мы не можем отвергать, что есть много святых и праведных, но между святым и безгрешным большое различие. Ибо иное — быть кому-нибудь святым, т. е. посвященным Богопочтению, ибо это имя, по свидетельству Св. Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням. А другое — быть без греха, что приличествует единственно величию одного Господа нашего Иисуса Христа". Чувство своего недостоинства усиливается в меру восхождения к совершенству: "Более чистый взгляд больше и замечает; неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения; исправление нравов и рачительная ревность к добродетелям умножают стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен той степенью совершенства, до какой преуспел; и кто, будучи более чистым духом, более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению. И чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему еще больше остается куда стремиться. Отличенный из апостолов, которого любил Иисус, который возлежал на персех Его, как бы от Господня сердца изнес это изречение: "Если говорим, что не имеем греха, то обманываем самих себя, и истины нет в нас''(1 Ин. 1:8). Углубление чувства своего недостоинства приводит в глубину смиренномудрия и привлекает большие и большие дары Благодати. На этом пути необходимы предостережения о двух вещах. Во-первых, чтобы чувство греховности не довело нас до отчаяния, до потери надежды на милосердие Божие. Предвидя эту опасность св. Димитрий Ростовский в рассуждении о приготовлении ко св. Причащению предлагает и врачевство на отчаяние: "Что суть грехи мои противу милосердия Твоего, Господи? Суть паутина противу ветра велика, блато мало противу реки великия, тьма противу солнца всесветлого... Не отчаюся, о Господи мой, милости Твоея никогдаже, яко грехи мои и всего мира не преодолеют милосердия Твоего". "Несть тебе Бог враг, но Врач, исцелити тя, а не погубити хощет. Почто убо Божественныя Его бегаеши Чаши? Лучше ти есть, приемшу духовное то врачевство, исцелитися, нежели, отбегшу от врачевства, в большие болезни греховныя впасти и погибнути". В этом отношении великая ответственность лежит на пастырях и духовных руководителях, которые по недостатку духовного опыта могут грешника толкнуть на путь отчаяния. Свт. Игнатий (Брянчанинов) в Отечнике приводит пример подобного случая с молодым иноком, подвергшимся искушению, за которое некий старец довел его до отчаяния. Лишь мудрый авва Аполлос, встретив этого инока, удержал его и испросил у Господа, чтобы искушение этого юного монаха было дано для научения тому неопытному старцу. Вторая опасность состоит в том, что чувство своего недостоинства может отводить, отделять христианина от св. Причащения не на пользу, а на погибель его. Эту опасность раскрывают свв. отцы. Преп. Иоанн Кассиан пишет: "Впрочем, мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой Благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год единожды нельзя достойно принимать Причащение, как некоторые и делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность Небесных Таинств оценивают так, будто принимать Их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти Таинства сообщением Благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется. Потому что, когда принимают Таинства, считают себя достойными принятия Их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Св. Тайн, каждый Господский день принимали Их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия Их". Св. Кирилл Александрийский: "Не будем, подобно некоторым из нерадивых [христиан], отказываться от благословения [Причастия, Евхаристии], дабы искусный в коварстве диавол не расставил нам сети и силков во вредном и ложном страхе [пред Таинством]. "Но ведь написано же, что,— говоришь ты,— "ядущий от Хлеба и пиющий от Чаши недостойно, суд себе яст и пиет" (1 Кор. 11:27—29), а между тем я, испытав себя, вижу недостойным". Однако когда же ты будешь достоин,— и от нас должен выслушать говорящий это. Когда представишь себя Христу? Ведь если ты всегда должен ужасаться своих грехопадений, ибо "Грехопадения кто разумеет?" (Пс. 18:13), по словам Псалмопевца, то должен будешь оказаться совсем непричастным спасительной Святыни. Посему благочестиво помышляй более о том, чтобы проводить согласную с [Евангельским] законом жизнь, и таким образом приобщишься благословению . Преп. Варсануфий Великий в ответе 460: "Придя во святой храм для принятия Тела и Крови Христовой и принимая Оныя, внимай себе... Не воспрещай себе приступать, осуждая себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостоивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: "Отпущаются ти греси твои" (Мф. 9:2, 5; Мк. 2:5). Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но так как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай и Самого Господа, Который говорит: "Не приидох призвати праведныя, но грешныя" (Лк. 5:32) и еще: "не требуют здравии врача, но болящий" (Мф. 9:12). Итак, признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибшее" (Мф. 8:11; Лк. 19:10). У него же вопрос 461: "Как Владыка наш Спаситель Христос допустил Иуде предателю причаститься Тайныя Вечери? Св. Иоанн Златоуст в толковании на Матфея говорит: "Надлежит недостойному воспретить Причащение страшной таинственной Трапезы". И св. Павел (1 Кор. 11:29) говорит, что таковой подлежит суду, а это не попускает никому, сознающему в себе согрешения, дерзнуть когда-либо приступить к оной честной и страшной Тайне и причаститься жизни, в Ней сокровенной. Итак, как должно поступать в сем деле, ибо я, как грешный, весьма смущаюсь сим?" Ответ: "[Бог допустил Иуде причаститься Тайныя Вечери], дабы показать великое Свое человеколюбие и то, что Он до последнего издыхания терпит человеку, желая ему покаяться и живу быти (Иез. 33:11), чтобы отнять всякое оправдание от него... Это же относится и к некающимся грешникам... А слова св. Иоанна Златоуста означают вразумление угрозою суда и муки, ибо он не сказал: отвергнуть и отлучить их от Церкви, чего и Иисус не сделал с Иудою. Если же они пребудут нераскаянными и дерзают приступить, то сами себя подвергают осуждению, лишая себя славы Божией. Но когда приступают к Св. Тайнам грешники как уязвленные и просящие милости, то таких врачует и делает достойными Своих Таинств сам Господь, сказавший: "Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние" (Мк. 2:17). И никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: "Я недостоин, но верую, что освящаюсь Причащением",— и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом"35. Начальным моментом во внутреннем приготовлении к Причащению является очищение себя через покаяние, сознание и чувство своего недостоинства, весьма содействующие глубине и силе очищения. Это подразумевает отстранение ненужного, нечистого, мешающего, вредного. Дальше и вместе с этим идет наполнение внутренней жизни тем, что приятно Господу. Поскольку сердце является средоточием жизни духа, вступающего в общение с Господом, важнейшим моментом в порядке приготовления является возбуждение веры, надежды, любви и др. чувств как проявление жизни сердца. А в связи с ними по закону цельной, нераздельной жизни личности человека — и направление его ума, воли, мыслей, желаний и всего прочего, чем он живет. Известие учительное обстоятельно указывает на возбуждение мыслей, чувств, желаний, обращенных к Божественным Тайнам: "Алчбу и жажду к Божественному брашну и питию Сему в души и сердце своем крепко двойственным размышлением да возбуждает. Первее величеством сея Пребожественныя Тайны: ибо вещественно в Ней Царь и Творец всея видимыя и невидимый твари, Христос Бог и Человек, невидимо под видимыми хлеба и вина виды, в снедь верным предлежит... Второе, нищеты своея недостаточеством и требованием: всяк бо, к сокровищу сему прибегали, воистину Божественных Даров богатства изобилие приемлет и лишение духовныя своея нищеты неоскудно исполнит. К сему же, да верою несумненною к Причастию Пречистых и Животворящих Тела и Крови Христовых Тайн приступит... Прилежно да тщится благоговеинство себе стяжати и размышляти страсти Господни: возымеет бо духовную надежду и любовь к Христовой Тайне сей, к Ней же прилежная молитва со вниманием зело есть помощна". Размышления о страстях Христовых необходимо связывать с ходом служб: на вечерне — о смерти Христовой на Кресте, прободении ребра, снятии с Креста. На повечерии — о сошествии Христа во ад. На утрени — о Гефсиманской молитве Господа, о суде над Господом, об уничижении и биении Его у Анны и Каиафы. На первом часе — как Господь веден к Пилату и осужден был. На третьем часе — как Христос у Пилата биен был и распят на Кресте; также и о сошествии в этот час Св. Духа на апостолов. На шестом часе — как Христос висел на Кресте, как Его хулили, как тьма покрыла землю. На девятом часе — как Господь оцтом был напоен, Дух Свой предал Отцу, земля потряслась, копнем был прободен. Чувство дерзновенной надежды, побуждающей грешника приходить к Господу при всем сознании недостоинства, выражается в правиле ко св. Причащению. "Аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни... но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный" (Молитва св. Василия Великого). "Не бо яко презирали прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою Благость" (2 молитва Иоанна Златоуста). "Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея Благости, и несть грех, побеждающ человеколюбие Твое... Приими мя... якоже блуднаго, разбойника, блудницу... пребезмерне и словом, и делом, и по-хотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе... И несть во мне спасения надежды... Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воз-даждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим: но обрати, заступи, избави душу мою от совозраста-ющих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует Благодать Твоя... Ты бо еси Бог кающихся и Спас согрешающих..." (4 молитва Симеона Метафраста). "Но сие паки нем, яко ни величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее: но милостию сострастия тепле кающияся и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно. И странное и ангелом, и человеческим мыслем беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным. Сия дерзостна творят мя, сия вперяют мя, Христе мой. И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуйяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся" (7 молитва Симеона Нового Богослова). Св. Василий Великий на вопрос 172: "С каким страхом, с каким убеждением и с каким расположением должны мы приобщаться Тела и Крови Христовой?" предлагает ответ: "Страху учит нас апостол, говоря: "Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет" (1 Кор. 11:29). А убеждение производит вера в слова Господа, сказавшего: "Сие есть Тело Мое, еже за вы даемое: сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19). И в свидетельстве Иоанна, изобразившего сперва славу Слова, потом описывается и образ вочеловечения в следующих словах: "Слово Плоть быстъ и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины" (Ин. 1:14). А также слова Апостола, написавшего: "Во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приит, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя" (Флп. 2:6— 8). Посему, когда душа, поверив этим и подобным изречениям, познает величие славы и удивится преизбытку смирения и послушания в том, что Он, будучи столь великим, ради нашей жизни был послушлив Отцу даже до смерти, тогда, думаю, она доведет свое расположение до любви к Богу Отцу, Иже Сына Своего не пощаде, "но за нас всех предал есть Его" (Рим. 8:32), и к Единородному Его Сыну, пребывшему послушливым до смерти для нашего искупления и спасения, и таким образом будет в состоянии уразуметь Апостола, который для здоровых умом как бы правилом каким поставляет добрую в этом совесть, когда говорит: «...ибо любы Божия обдержит нас, суждших сие: яко аще Един за всех умре, то убо вси умроша. Христос же за всех умре, да живущия не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» (2 Кор. 5:14—15). Такое расположение и такую готовность должен иметь приобщающийся Хлеба и Чаши". Св. Иоанн Златоуст: "Никто не должен приступать с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовшо, все с горячим усердием и бодростию". "Это Тело Он дал нам для обладания и ядения, чем и показал сильную любовь... Дал нам насытиться от Плоти Его, чтобы возбудить в нас сильнейшую любовь. Будем приступать с пламенной любовью, чтобы нам не подвергнуться наказанию, так как чем более мы облагодетельствованы, тем более будем наказаны, если окажемся недостойными благодеяний". Св. Григорий Нисский: "Посему не без основания верую, что хлеб, освящаемый Божиим Словом, и ныне претворяется в Тело Бога Слова. Там Благодать Слова святым делала Тело, которого состав был из хлеба и которое некоторым образом Само было хлеб, и здесь также хлеб, по слову Апостола, "освящается бо Словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:5), не ядением и питием входя в Тело Слова, но прямо претворяясь в Тело Слова". Преп. Варсануфий Великий (ответ 469): "Придя во св. храм для принятия Тела и Крови Христовой и принимая Оныя, внимай себе, чтобы несомненно веровать . истине Сего Таинства. А как сие бывает, не любопытствуй, по сказанному: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое и Кровь", и Господь дал нам Их во оставление грехов (Мк. 14:22—24). Надеемся, что кто верует так, тот не осудится, а кто не верует, уже осужден"40. Св. Иоанн Дамаскин: "Если Слово Божие живо и действенно (Евр. 4:12), если Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6), и если Бог сказал: "Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя... Сие творите в Мое воспоминание", то по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он не придет, ибо там сказано: "дондеже приидет" (1 Кор. 11:26). "Тело воистину объединяется с Божеством, Тело, родившееся от Святой Девы (Марии), но [объединяется] не так, что вознесшееся Тело нисходит с неба, а так, что самый хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Божию... Хлеб же и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, которая с неудовольствием отвращается от многого, что совершается несогласно с обычаем... Так как люди обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют воду и вино, Он сочетал с этими веществами Свое Божество и сделал их Своим Телом и Кровию для того, чтобы мы чрез обыкновенное и естественное приобщились к Тому, что выше естества... Подобно тому как хлеб чрез ядение, вино и вода чрез питие естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пиющего и не делаются другим телом по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода чрез призывание и наитие Св. Духа сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь, и суть не два, но единое и то же самое... Поэтому для принимающих [Причастие] с верою, достойно, Оно служит во оставление грехов, и в жизнь вечную, и в соблюдение души и тела, а для причащающихся с неверием, недостойно — в наказание и кару, подобно тому как и смерть Господня для верующих сделалась жизнью и нетлением для наслаждения вечным блаженством, для неверующих же и убийц Господа она послужила к наказанию и вечной смерти... Поэтому будем приступать со всяким страхом, чистой совестью и несомненной верой, и непременно будет нам так, как веруем, не сомневаясь... Будем приступать с пламенным желанием... чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим Углем, сжег наши грехи и освятил наши сердца и чтобы мы приобщением Божественного Огня воспламенились и были обожествлены". Преп. Симеон Новый Богослов: "Если будешь пить от сего Вина достойне, то не возжаждешь во веки, только пей с чувством и с мирным настроением душевных сил. И добре вникни в смысл глаголемаго. Если причащаешься Небесного Хлеба с чувством и сознанием того, что Они суть, то ведай, что причащаешься Их достойне; если же не таким образом причащаешься, то ешь и пьешь недостойно. Причащаясь с чистым сердцем и верою, ты являешься достойным Таинственной Трапезы. Если же ты не удостаиваешься сего, то не имеешь единения с Христом". Иноки Каллист и Игнатий — патриархи — приводят свидетельство Преп. Нила: "Невозможно есть инако спастися верному и отпущение прегрешений прияти, и Царство Небесное получити, аще не причащается со страхом, и верою, и любовию Пречистых Тайн Тела и Крови". Св. Димитрий Ростовский: "Да достойне причастишися, положи во уме рассуждение сицевое: недостоин, Господи, не точию причаститися Святых Твоих Тайн, но ниже воззрети, обаче приступаю, не яко преобидя, но на неизреченную Твою милость уповая... не ради праведных, но ради грешных пришел еси. Дерзаю причаститися, да не когда удален буду Причастия Твоего и снеден буду от мысленного волка... Дерзаю приступити ко Причащению, надеющися на премилостивая словеса Твоя: "Аще кто от Него яст, не умрет", и сия не тако ко святым и праведным, яко ко грешникам и неправедным изрекл еси ко Иудеем...". "Приемлю Пречистые Тайны, да от Тех Причащения стяжавши помощь, отныне положу начало спасения Моего, еже ктому не работати греху, но поработати по силе моей Богови моему". "В начале пред Причащением да предъидут трое сии: вера, надежда, любовь. Верити несумненно, яко истое есть Тело Христово То, еже и во утробе Девической Духом Святым зачатся, и неизреченно родися, и пострада за ны на Кресте, и умре, и воскресе, и на небеса вознесеся, и седит одесную Бога Отца, То, а не иное, есть Тело Христово, и Та есть Кровь Его Пресвятая. Надежду имети, яко приемлется во исцеление души и телу, и в жизнь вечную, а не в суд, ни в осуждение. Любовь же, поелику возможно, в сердце своем к принимаемому Христу возбуждати: яко же бо жених, хотяй соединитися невесте своей в плоть едину, имать к ней любовь теплую, кольми паче хотят соединитися духовным соединением Христу Господу, в един дух с Господом, должен есть Того теплее возлюбити... Причащаяйся же да верует и известно весть, яко Тело Христово соединяется с его телом и претворяется в не. И Кровь Христова соединяется с его кровию и претворяется в ню. Такожде и он, причащаяйся Христа, с Христовым Телом и Кровию едино бывает, и вси удове и члены его - не его, но Христовы совершаются, по Апостолу к Ефесеем глаголющу: "Уди есмы Тела Его, от Плоти Его и от костей Его" (Еф. 5:30)". Свт. Феофан Затворник: "Об этом только и заботьтесь, чтобы достойно причащаться. Совесть очистите, веру и любовь к Господу паче оживите, обет всесторонней исправности обновите и приступайте с благоговейным страхом, но и дерзновением уповательным, предавая себя в руки желающего вам спасения Господа. Созерцайте при сем умно Самого Господа причащающаго. Ибо Он Сам причащает, руки священника только орудием служат". В Невидимой брани предлагаются средства для возгревания в себе любви к Господу углублением в Таинство Евхаристии. "Помышляй, как сильно Спаситель наш желает, чтобы ты дал Ему место в сердце твоем, дабы помочь тебе изгнать оттуда все страсти и победить всех врагов твоих, как сильно Он ненавидит грех. Помысли, какую любовь являет тебе Бог в сем Таинстве. Его любовь к тебе безначальна, вечна, как Он вечен Сам; еще в бездне вечности Он положил дать тебе в пищу Сына Своего. Его любовь беспредельна, всякая любовь твари имеет свою меру и предел... Он возлюбил тебя по единой Своей благости — безмерно и непостижимо... Его любовь к нам — без всяких заслуг и дел наших... Его любовь чиста, не имеет нужды в нашем добре. А ты — ничто, по лукавству и злобе хуже всякой нечистейшей твари. Презрел Благодетеля, попрал бесценную Кровь Его, а Он по неизменной любви к тебе призывает еще тебя к Божественной Трапезе и понуждает страшными угрозами (Ин. 6:53). Подкрепившись такою неизреченною любовию к тебе Божиею, приступи ко св. Причащению со страхом святым и любительным". Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падения человеческие, с одной стороны, с другой — величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое Тело, на пролитие Свою Кровь, неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своею Плотию и Кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собою. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Св. Тайн искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассмотрение себя изложено святыми отцами в молитвах ко Причащению, которыми отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столь возлюбленное Спасителю нашему". Свт. Иоанн Кронштадтский: "Чтобы с верою несомненною причащаться Животворящих Тайн и победить все козни врага, все клеветы, представь, что принимаемое тобою из Чашы есть "Сый", т. е. Един Сущий. Когда будешь иметь такое расположение мыслей и сердца, то от принятия Св. Тайн вдруг успокоишься, возвеселишься и оживотворишься, познаешь сердцем, что в тебе истинно и существенно пребывает Господь и ты в Господе". "Когда принимаешь Животворящие Тайны, вообрази твердо в виде хлеба и вина Самого Христа: сделай на Них мысленное надписание "Иисус Христос", и с этим мысленным надписанием (а чувственное есть) препроводи умственно до глубины сердца, и там мысленно положи Животворящего Гостя... По мере сердечной готовности Тело и Кровь оказываются животворящим углем на сердце верующего". "Надо возгревать постоянно в сердце своем веру в Иисуса Христа, в Его бесконечную любовь; размышлять чаще о чудных делах Его Промысла, читать чаще Св. Евангелие, вдумываться в прочитанное, вникать в себя, видеть свою духовную бедность, свое окаянство, свою слепоту, наготу, иметь алчбу и жажду правды, т. е. исправления и правоты, без чего нельзя искренно и с горячей любовью, плодотворно причащаться Св. Тайн. Надо отрешиться от пристрастия к земным наслаждениям, которые крайне препятствуют небесной любви". Основным моментом внутренней стороны приготовления ко св. Причащению является возгревание чувства любви к Господу как слабого, посильного устремления или ответа на бесконечную любовь Господа к нам. Возгревая в сердце эту любовь к Господу, нельзя упустить из внимания одну ее сторону, очень важную для нас. Как живые частицы Тела Церкви Христовой, мы устремляемся ко Христу, питаемся Св. Тайнами, живем во Христе — не вне Тела Церкви, а только в живом, органическом единении любви, согласия, гармонии со всеми другими частицами этого Тела, нашими братьями и сестрами во Христе. "Один Хлеб, и мы многие — одно Тело ибо все причащается от одного Хлеба" (1 Кор. 10:17). Любовь к Господу как в Св. Тайнах, так и в любви к нашим братьяи безусловно необходима для нас, уготовляющих в сердце место Господу. "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). Это в порядке приготовления — хранение мира с ближними, деятельная помощь и служение, взаимная молитва, это великие дела любви. Св. Иоанн Златоуст, раскрывая эти мысли, говорит: "Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним Телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем и есть зерна, но их не видно, и различие их неприметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Мы питаемся не один — одним, другой — другим, но се — одним и тем же Телом, "вси бо от единого Хлеба причащаемся" (1 Кор. 10:17). "Будем и мы пещись о братиях и соблюдать единение с ними. К этому побуждает нас Та великая, страшная и ужасная Жертва, повелевающая нам приступать к Ней с совершенным единодушием и пламенною любовию, окрыляться подобно орлам и таким образом воспарять к самому небу: "Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орлы" (Мф. 24:28). Трупом Он называет умершее Тело, т. к. если бы Он не умер, то и мы не воскресли бы. А орлами называет приступающих в этому Телу и внушает, что они должны возвышаться, не иметь ничего общего с землей, не оставаться долу и не пресмыкаться, но непрестанно воз летать горе, стремиться к Солнцу Правды и иметь острое око души. Ведь это трапеза орлов, а не галок. Достойно причащающиеся ныне сретят тогда [Господа], грядущего с небес, а причащающиеся недостойно подвергнутся погибели". "Если ты приступаешь к Евхаристии (благодарению), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй Церкви. Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получил, воздавай же отплату и со своей стороны и не отделяйся от ближнего". "В Церкви должно жить, как в одном доме, как составляющие одно тело, все должны быть расположены друг к другу, поскольку и Крещение одно, и Отец один... Слез достойно настоящее наше состояние. Так далеко отторглись друг от друга, между тем как надлежало бы изображать собою союз одного тела. Тогда бы и меньший мог приносить пользу большему... Хотя бы он был и меньший, но если предлагает что-нибудь полезное, то предпочти его мнение... Если будет дан другой совет, более полезный, а он станет требовать, чтобы сделали так, как ему хотелось, то он уже не советник, а властолюбец". Преп. Иоанн Кассиан, рассуждая о Причащении Св. Тайн одержимых злым духом, указывает на тесную связь любви и нас с ними: "...Не только нисколько не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены (1 Кор. 12:26). Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне усовершаться, как читаем, что и предки наши без нас не могли достигнуть полноты обетования, как говорит о них Апостол: «Все сии свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства»" (Евр. 11:39—40). Св. Кирилл Александрийский: "А что при положении Спасителя в качестве Главы остальное Тело называется Церковью, будучи как бы устроенным из отдельных членов, это показывает Павел в словах: "Глава Христос, из Коего все Тело, соустрояемое и скрепляемое чрез всякое присоединение прибавления (увеличения роста) по действию в соответствующей мере отдельно каждого члена, возвращение тела творит в созидание себя в любви" (Эф. 4:15—16). Если же сотелесны все мы друг другу во Христе, и не только друг другу, но и Самому, очевидно, Тому, Кто пребывает в нас чрез Свою Плоть, то разве уже не ясно, что все мы составляем одно как в друг друге, так и во Христе? Христос ведь есть союз единства, будучи вместе и Богом и человеком". Если для всякого христианина как частицы Тела Церкви необходимо возгревать в себе чувство любви, единения к другим, ко всем членам этого Тела, то тем более это необходимо пастырю, самое призвание и дело которого состоит в возрождении, питании своих духовных чад в вечную жизнь. 1. С одной стороны, как человек, пастырь видит среди своих чад многих стоящих выше его по преуспеянию, по чистоте, подвигам, по любви. И не только это. Пастырю необходимо, внимая себе, осознать, почувствовать себя ниже, хуже всех. Кому много дано, с того много и взыщется. С пастыря взыщется несравненно больше и строже за его слово, помысел, чем за грехи делом с малых сих, кому мало дано. В молитве литургии после Херувимской сказано: "...и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих". Не ложатся ли еще на пастыря в неисчислимом множестве грехи его паствы, в которых он много виновен, хотя бы по причине соблазнов, от него исходящих,— в жизни, посте, особенно в крестном знамении, служении, нерадении, невнимании себе и стаду, ненаучении и пр. Без этого самосознания, чувства своего самоуничижения его слова пред св. Причащением "...яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, прише-дый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз" не будут ли только словами, притом лицемерными, а отсюда, не привлекающими, а отгоняющими Божию Благодать? 2. С другой стороны, пастырь, как носитель Божией Благодати не может совершать своего дела без чувства любви к Господу, к делу своему, к малым сим. Чувство сострадания и любви к духовным детям зарождается и растет только на почве смирения, самоуничижения, осознанных горьким личным опытом своих падений, бессилия, безумия. Сытый голодного не разумеет. Понять падения грешника может только тот, кто сам испытал и увидел свои падения. А понять — значит пожалеть, проявить сострадание и простить. "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал. 4:19). Для пастыря в его служении примером из земной жизни служит мать. Вот это величайшее земное служение — рождение, питание, воспитание, болезни, труды, скорби, бессонные ночи, море слез. Истинная мать не накормит ли сначала детей, а потом вкушает сама? Как пастырь, питаясь от Трапезы Вечной Жизни, может не разделять Ее со своими детьми? Не берет ли мать и грехи своих детей на себя, проливая за них слезы день и ночь пред Господом? Об этом чувстве любви пастыря к духовным детям пишет св. Иоанн Кронштадтский: "Не огорчайся на тех, которые желают чаще причащаться Св. Тайн Тела и Крови Христовой, но люби их и радуйся за них пред Богом, ибо Господь влечет их сердца, испытавшие сладость общения с Ним в сих Тайнах. Ведь и ты сам часто приобщаешься, служа литургию. Не огорчайся и на больных, того же желающих в домах, где лежат они, и не обленись заходить к ним. Ибо они желают общения с Богом и исцеления от Него, и нет выше и почетнее служения как приобщать больных Тела и Крови Христа Бога. Ибо Кого ты носишь? Какое житомерие творишь? Твое служение выше ангельского, ибо они со страхом взирают на страшную и спасительную Тайну, а ты носишь Самого Христа Бога и преподаешь Его верным".

Категория: ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ | Добавил: Гром
Просмотров: 765 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Древо, энциклопедия

Церковный вестник

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Библиотека "Благовещение"



Корзина


Поиск

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz