Воскресенье, 28.04.2024, 05:51





Сайт храма св.прав. Иоанна Кронштадтского
г.Кировское, Донецкой обл.
Приветствую Вас Гость
<>Главная | Регистрация | Вход | < Каталог файлов
Главная » Файлы » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

О Причащении Святых Небесных Страшных Христовых Таин (1)
27.09.2012, 14:15

О святом Причащении
Необходимость и условия приготовления ко святому Причащению
"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест Хлеба Сего и пьет из Чаши Сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:28—29). Чрезвычайное величие Таинства св. Причащения требует самого тщательного приготовления, соответствующего состояния души и тела человека. При надлежащем состоянии всего человека Оно дает величайшие плоды Свои; при отсутствии сего человек получает тягчайшее осуждение. Человек должен стать "Храмом Бога живаго" (2 Кор. 6:16). "Сообразно этому назначению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно принять Бога в душу, заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно принять Бога в тело, в котором владычествуют нечистые вожделения! Воспрещено Богом такое принятие под страшными угрозами. Попирающие величие Божие, попирающие Самого Бога, совершают грех безмерной тяжести". "Кто будет есть Хлеб Сей и пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1 Кор. 11:2 7). "Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор. 11:30—32),— так предупреждает и поучает ап. Павел. "Они (Св. Тайны) входят в нашу сущность,— говорит св. Иоанн Дамаскин,— для сохранения и очищения нас от всякой скверны, для отражения от нас всякого вреда. Если же встречают в нас поддельное золото, то очищают его огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке. Очищают болезнями и всякими бедствиями" (Точное изложение Православной веры). Причащающийся должен знать, что, приемля их, он "суд себе яст и пиет" (1 Кор. 11:29). Этот суд оправдывает проводящих жизнь Богоугодную, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, Богоугождение которых недостаточно, врачует погрешности временными казнями, казнями страшными для тех, которые дерзают приступать к Св. Тайнам, проводя жизнь произвольно-греховную, противную заповедям Христовым". "Иное значение имеет недостойное причащение Св. Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающие вечную муку",— говорит св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении Православной веры. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие Его лицо заплеваниями, истерзавшие Тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием (по св. Иоанну Златоусту). Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию да позаботимся о своей душевной ризе; она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостию Господа при нашем покаянии. Преп. Марк Подвижник пишет: "Между сеятвою и жатвою определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию ("О законе духовном". Гл. 118). Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Казнь отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных грешников... Начало ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, которая отнимает возможность покаяния. Сама казнь выполняется в стране загробной". Отвержение христианских Таинств без очевидного отвержения Христа, в сущности, есть отвержение Христа: при отвержении Таинств прекращается и уничтожается существенное общение с Христом. "Что же делать нам, чтобы не отпасть от Искупителя и не подвергнуться гневу Божию? "Сего ради,— отвечает ап. Павел,— подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем (Евр. 2:1), проводить жизнь при особенном внимании Новому Завету, в который благоволил Бог вступить с нами, соединив нас с Собою св. Таинствами". Св. Василий Великий говорит: "Приступающий без разумения намерения, для которого дается Причащение Тела и Крови Христовой, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно осуждается". Св. Иоанн Златоуст пишет: "После принятия предложенного в Иуду вошел диавол, презрев не Тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит диавол... Как опасно приступать без рассуждения, так и не приобщаться этой таинственной Вечери есть голод и смерть". "Не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность — и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего этого и тогда уже касаться этой чистой Жертвы, а не с небрежением и леностью, как бы по принуждению, приступать ради того, что случился праздник. С другой же стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать, потому что нет праздника. Как пришествие Его, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся... Если бы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там". Прежде рассмотрения вопроса о приготовлении ко Причащению полезно остановить внимание на терминах, связанных с этим вопросом. Это "чистота", "достойно" и "недостойно". Они употребляются в святоотеческой литературе с разными оттенками мысли и значения, что может вызвать недоумение. "Кафариотис, кафаротис" (с греч.) — чистота, опрятность, незапятнанность. "Кафарос" — чистый, свободный от порока, вины. Это свойство человека является необходимым условием для спасительного принятия Св. Тайн. Но оно же и составляет плод и цель Причащения: "Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха" (1 Ин. 1:7). Есть внешняя нечистота — телесная. Но главная — внутренняя, это грех, исходящий из сердца и оскверняющий человека (Мф. 15:19—20) и в душе ив теле его. Есть нечистота, доступная наблюдению человека и возможная в ее устранении и хранении от нее его силами. Но есть нечистота, глубоко скрывающаяся в природе человека, недоступная и для познания человеком. "Един свят, Един Господь". От этой нечистоты не свободен ни один человек. "Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя" (1 Ин. 1:8). Прежде Причащения Св. Тайн от христианина требуется обязательно предварительная чистота, устранение всякой нечистоты, доступной для познания и исправления. Это чистота внешней жизни: тела, одежды, супружества и пр. Наряду с этим возможна чистота совести, сердца, мыслей, которая приобретается через покаяние действием Благодати, особенно в тяжелых грехах, где нередко нужны еще покаянные труды, епитимии для углубления чувства скорби о грехе, укрепления решимости исправления. Без этой чистоты приступать нельзя, и Причащение будет в осуждение. Причащение Св. Тайн дает глубочайшую чистоту, утверждая и возводя к совершенству то, что мог человек предварительно сделать в этом отношении — в деле, намерении, решимости,— дополняя то, что лежит за пределами доступного для него. Св. Тайны, проникая во все существо человека, всюду уничтожают, попаляют грех, давая чистоту всем частям души и тела. В соответствии с соблюдением предварительной чистоты разумеется и достойное Причащение: "аксиос" — достойный, или "анаксиос" — недостойный (от глагола "аксиоо" — считать достойным, удостаивать, требовать, желать, почитать). Понятие "достойно причаститься" — весьма относительно и условно и включает в себя соблюдение предварительной, возможной и необходимой для человека чистоты и желания, благоговения, почтения, как это следует из смысла слова "аксиоо". С точки же зрения внутренней, глубокой нечистоты, никто не может быть достойным этого Таинства. Приступающему и при соблюдении всех необходимых условий недопустимо чувство самодовольства, самоуспокоенности. Наоборот, вменяется в важнейшую обязанность сознание и чувство своего недостоинства. Чем выше восходит христианин по ступеням совершенства, чем ярче в его сердце является благодатный свет, тем сильнее его чувство не достоинства. От степени силы этого чувства зависят чувства страха, благоговения, умиления, любви — этих важнейших условий для спасительного принятия Св. Тайн.

Категория: ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ | Добавил: Гром
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Древо, энциклопедия

Церковный вестник

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Библиотека "Благовещение"



Корзина


Поиск

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz