Некоторые
люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: „как мы, живя с женами и
оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал
им: „все доброе, что только можете
делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед
кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных
собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь
чужой части [4], будьте
довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не
далеко будете от царствия небесного”.
Нечестивый есть
разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной (Бога), и о
Творце своем присносущем помышлящее, как о несуществующем. Законопреступник есть тот, кто закон Божий содержит по - своему
злоумию и думает веру в Бога совместить с ересию противною. Христианин есть тот, кто, сколько
возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно
веруя во Святую Троицу. Боголюбец
есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей,
старается делать добро. Воздержник
тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам
свободного от всего такого.
Благое же основание, трехсоставное или трехстолпное,
составляют незлобие, пост и целомудрие.
Все младенцы во Христе да начинают с этих добродетелей, принимая в пример
чувственных младенцев, у которых никогда ничего нет злобного, ничего льстивого;
нет у них ни алчности неутолимой, ни ненасытного чрева, ни телесного разжения; оно появляется уже впоследствии, с
возрастом и может быть по умножении пищи
Поистине
достойно ненависти и бедственно, когда борющийся, при самом вступлении в
борьбу, ослабевает, показывая этим верный признак близкого своего побеждения
Будем внимать
себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по
пространному и широкому. Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева, всенощным стоянием, умеренным питием воды, скудостью
хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств,
отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением
презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен - терпеть мужественно; когда
на тебя клевещут - не негодовать; когда уничижают - не гневаться; когда
осуждают - смиряться. - Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко
тех есть царство небесное (Матф. 5, 3-12).
Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не
совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех
вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие -
отвержение тщеславия, которое следует за послушанием. Изыдите от среды их, и
отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь (2
Кор. 6, 17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил
мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести иноков и мир не
может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из
мира?
Если кто думает, что не имеет пристрастия к
какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает
самого себя.
Юные, расположенные к плотской любви и чревоугождению,
если захотят вступить в монашество, должны обучать себя в нем со всяким
трезвением и вниманием, и понуждать себя удаляться от всякого наслаждения и
лукавства, чтобы последнее не было для них горше первого. Сие пристанище бывает
причиною и спасения, и бед: это знают преплывающие сие мысленное море. Но
жалкое зрелище, когда спасшиеся в пучине претерпевают потопление в самом
пристанище.
Странник есть любитель и делатель непрестанного плача.
Странник есть тот, кто избегает всякой привязанности, как к родным, так и к
чужим.
|